Гражданское дело № 2-1276/2024
№ 24RS0024-01-2024-001189-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2024 года гор. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,
при секретаре Шаповаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Линькова В. В. к Администрации <адрес> края, Управлению градостроительства администрации г. Канска о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Линьков В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска о признании права собственности на земельный участок, площадью 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в пределах характерных точках границ участка, мотивировав свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 463 кв.м., сведения о котором на кадастровом учете отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление градостроительства администрации г. Канска с заявлением об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории, однако было отказано, в связи с разработкой схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных требований к образуемым земельным участкам, поскольку спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ – зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и территории улично-дорожной сети. Данный отказ препятствует истцу в образовании земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимого имущества. Кроме того, указывает на то, что действующие правила землепользования и застройки г. Канска, укоторыми установлено территориальное зонирование г. Канска утверждены решением Канского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом, дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес> было создано в 1958 году и эксплуатировалось на земельном участке значительно ранее 2010 года и установления территориальных зоны ЖЗ и зоны территории улично-дорожной сети.
Определением суда от 07.05.2024 года в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, в протокольной форме, в порядке ст. 40 ГПК РФ, по данному делу в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства администрации г. Канска, в порядке ст. 43 ГПК РФ, привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска
Истец Линьков В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, ранее в судебном заседании дал пояснения, аналогичным изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Канска – Неретина Е.А. (по доверенности), надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений относительно исковых требований не направила.
Представитель ответчика Управление градостроительства администрации г. Канска, надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений относительно исковых требований не направил.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Красноярскому краю – Плотников Д.А. (по доверенности), КУМИ г. Канска – Никакошева М.Ю., в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела не явились, направили отзыв в письменном виде, указав просьбу о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Третье лицо Грудякова И.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего Грудякова А.В., в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований истца, считает их подлежащими удовлетворению, так как является собственником дома, соответственно и землю необходимо оформить. Она является соседкой истца, дорога которая идет мимо их дома не влияет на земельный участок, и наоборот земельный участок не соприкасается с уличной сетью. Такое положение сформировано с давних лет.
Третье лицо Ракова О.С., в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований истца, считает их подлежащими удовлетворению. Она живет по соседству с истцом, когда переехала в свой дом, истец уже там проживал, у неё самой право собственности оформлено.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реутилизации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчиков, третьего лица.
Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом
П. 40 ст. 1 ГрК РФ, дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 59 Земельного Кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 273 ГК РФ, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Как установлено в судебном заседании:
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Линьков В. В. на праве собственности принадлежит жилой дом блокированной застройки с кадастровым номером №, площадью 21,8 кв.м., расположенный по адресу<адрес> на основании решения Канского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН.
Согласно паспорта на имя Линькова В.В., имеет регистрацию по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Согласно выписки из реестра объектов капитального строительства, акта о техническом состоянии квартиры - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1958 года постройки и ввода в эксплуатацию, одноэтажное, бревенчатое, общей площадью 21,8 кв.м.
Согласно представленному межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен в 2-х территориальных зонах: Территориальная зона-ЖЗ и территория улично-дорожной сети. Из ортофотоплана видно, как граница территориальных зон пересекает образуемый земельный участок. Сведения подтверждающие существование границ, образуемого земельного участка на местности 15 и более лет, является схематический план от 1978 года и ортофотоплан от 2007 года, из чего следует, что образуемый земельный участок существовал до введения Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Канского городского Совета депутатов № 9-45 от 21.10.2010 года.
Решением Управления градостроительства администрации г. Канска Линькову В.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Канского городского Совета депутатов № 9-45 от 21.10.2010. В соответствии с п. 4 ст. 30 ГрК РФ, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Границы образуемого земельного участка расположены в двух территориальных зонах - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) (ЖЗ) и территории улично-дорожной сети. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Канска, утвержденными Решением Канского городского Совета депутатов № 9-45 от 21.10.2010, в вышеуказанных зонах образование нового земельного участка под блокированную застройку не предусмотрено. Схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В настоящее время правообладатель спорного земельного участка отсутствует.
Правообладатель земельного участка отсутствует, при оформлении жилого дома в собственность фактически земельный участок был передан Линькову В.В. вместе с жилым помещением, право собственности на спорный земельный участок ни кем не оспаривается.
Земельный участок в рамках существующего землепользования 463 кв.м., используемого для обслуживания объекта недвижимого имущества, состоящего из жилого дома, отнесен к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами (Ж-2), территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1) и к зоне общего пользования Правилами землепользования и застройки города Канска.
Согласно ст. 2 ГрК РФ, принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В ч. 3 ст. 9, ч.ч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Из п.п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В силу ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на карте функциональных зон генерального плана отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов, а также автомобильные дороги местного значения.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 ГрК РФ).
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос, следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, но и права, и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ограничение прав истца объективно оправданно, обосновано и преследует конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им.
В соответствии со ст. 18, 36 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Линьков В.В. как собственник жилого дома блокированной застройки имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности дом блокированной застройки, существующее положение нарушает права истца, препятствуя в регистрации принадлежащих ему прав на недвижимое имущество и поскольку оформление прав на земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным, считает, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Линькова В. В. - удовлетворить.
Признать право собственности за Линьковым В. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт 0406 №) - на земельный участок, площадью 463 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сведения о характерных точках границ участка:
№ Точки Координата X Координата Y
н1 |
729 616,70 |
90 546,30 |
н2 |
729 614,27 |
90 547,37 |
нЗ |
729 611,35 |
90 548,27 |
н4 |
729 603,15 |
90 551,74 |
н5 |
729 602,76 |
90 543,45 |
нб |
729 602,02 |
90 536,78 |
н7 |
729 600,60 |
90 533,85 |
н8 |
729 600,34 |
90 531,10 |
н9 |
729 599,75 |
90 525,25 |
н10 |
729 600,29 |
90 525,25 |
н11 |
729 600,13 |
90 514,44 |
н12 |
729 600,11 |
90 511,73 |
н13 |
729 610,93 |
90 511,35 |
н14 |
729 611,55 |
90 517,68 |
н15 |
729612,31 |
90 521,59 |
н16 |
729 611,81 |
90 522,07 |
н17 |
729 612,13 |
90 524,31 |
н18 |
729 612,14 |
90 525,18 |
н19 |
729 612,63 |
90 529,84 |
н20 |
729 613,69 |
90 534,56 |
н21 |
729 614,51 |
90 537,33 |
н22 |
729 616,70 |
90 546,30 |
Решение является основанием для регистрации права истца на объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края.
Председательствующий: Н.С. Дмитриенко
Дата изготовления мотивированного решения: 03 июля 2024 года.