Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1276/2024 ~ М-668/2024 от 28.03.2024

Гражданское дело № 2-1276/2024

№ 24RS0024-01-2024-001189-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2024 года               гор. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,

при секретаре Шаповаловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Линькова В. В. к Администрации <адрес> края, Управлению градостроительства администрации г. Канска о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Линьков В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска о признании права собственности на земельный участок, площадью 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в пределах характерных точках границ участка, мотивировав свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 463 кв.м., сведения о котором на кадастровом учете отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление градостроительства администрации г. Канска с заявлением об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории, однако было отказано, в связи с разработкой схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных требований к образуемым земельным участкам, поскольку спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ – зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и территории улично-дорожной сети. Данный отказ препятствует истцу в образовании земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимого имущества. Кроме того, указывает на то, что действующие правила землепользования и застройки г. Канска, укоторыми установлено территориальное зонирование г. Канска утверждены решением Канского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , при этом, дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес> было создано в 1958 году и эксплуатировалось на земельном участке значительно ранее 2010 года и установления территориальных зоны ЖЗ и зоны территории улично-дорожной сети.

Определением суда от 07.05.2024 года в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, в протокольной форме, в порядке ст. 40 ГПК РФ, по данному делу в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства администрации г. Канска, в порядке ст. 43 ГПК РФ, привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска

Истец Линьков В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, ранее в судебном заседании дал пояснения, аналогичным изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Канска – Неретина Е.А. (по доверенности), надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений относительно исковых требований не направила.

Представитель ответчика Управление градостроительства администрации г. Канска, надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений относительно исковых требований не направил.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Красноярскому краю – Плотников Д.А. (по доверенности), КУМИ г. Канска – Никакошева М.Ю., в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела не явились, направили отзыв в письменном виде, указав просьбу о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Третье лицо Грудякова И.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего Грудякова А.В., в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований истца, считает их подлежащими удовлетворению, так как является собственником дома, соответственно и землю необходимо оформить. Она является соседкой истца, дорога которая идет мимо их дома не влияет на земельный участок, и наоборот земельный участок не соприкасается с уличной сетью. Такое положение сформировано с давних лет.

Третье лицо Ракова О.С., в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, ранее в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований истца, считает их подлежащими удовлетворению. Она живет по соседству с истцом, когда переехала в свой дом, истец уже там проживал, у неё самой право собственности оформлено.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реутилизации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчиков, третьего лица.

Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом

П. 40 ст. 1 ГрК РФ, дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 59 Земельного Кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии со ст. 273 ГК РФ, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Как установлено в судебном заседании:

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Линьков В. В. на праве собственности принадлежит жилой дом блокированной застройки с кадастровым номером , площадью 21,8 кв.м., расположенный по адресу<адрес> на основании решения Канского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН.

Согласно паспорта на имя Линькова В.В., имеет регистрацию по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Согласно выписки из реестра объектов капитального строительства, акта о техническом состоянии квартиры - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 1958 года постройки и ввода в эксплуатацию, одноэтажное, бревенчатое, общей площадью 21,8 кв.м.

Согласно представленному межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен в 2-х территориальных зонах: Территориальная зона-ЖЗ и территория улично-дорожной сети. Из ортофотоплана видно, как граница территориальных зон пересекает образуемый земельный участок. Сведения подтверждающие существование границ, образуемого земельного участка на местности 15 и более лет, является схематический план от 1978 года и ортофотоплан от 2007 года, из чего следует, что образуемый земельный участок существовал до введения Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Канского городского Совета депутатов № 9-45 от 21.10.2010 года.

Решением Управления градостроительства администрации г. Канска Линькову В.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Канского городского Совета депутатов № 9-45 от 21.10.2010. В соответствии с п. 4 ст. 30 ГрК РФ, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Границы образуемого земельного участка расположены в двух территориальных зонах - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) (ЖЗ) и территории улично-дорожной сети. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Канска, утвержденными Решением Канского городского Совета депутатов № 9-45 от 21.10.2010, в вышеуказанных зонах образование нового земельного участка под блокированную застройку не предусмотрено. Схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

В настоящее время правообладатель спорного земельного участка отсутствует.

Правообладатель земельного участка отсутствует, при оформлении жилого дома в собственность фактически земельный участок был передан Линькову В.В. вместе с жилым помещением, право собственности на спорный земельный участок ни кем не оспаривается.

Земельный участок в рамках существующего землепользования 463 кв.м., используемого для обслуживания объекта недвижимого имущества, состоящего из жилого дома, отнесен к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами (Ж-2), территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1) и к зоне общего пользования Правилами землепользования и застройки города Канска.

Согласно ст. 2 ГрК РФ, принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).

Согласно пунктам 6 - 8 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В ч. 3 ст. 9, ч.ч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Из п.п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

В силу ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на карте функциональных зон генерального плана отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов, а также автомобильные дороги местного значения.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 ГрК РФ).

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос, следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, но и права, и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ограничение прав истца объективно оправданно, обосновано и преследует конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им.

В соответствии со ст. 18, 36 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Линьков В.В. как собственник жилого дома блокированной застройки имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности дом блокированной застройки, существующее положение нарушает права истца, препятствуя в регистрации принадлежащих ему прав на недвижимое имущество и поскольку оформление прав на земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным, считает, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

     Исковые требования Линькова В. В. - удовлетворить.

Признать право собственности за Линьковым В. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт 0406 ) - на земельный участок, площадью 463 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сведения о характерных точках границ участка:

№ Точки     Координата X      Координата Y

н1

729 616,70

90 546,30

н2

729 614,27

90 547,37

нЗ

729 611,35

90 548,27

н4

729 603,15

90 551,74

н5

729 602,76

90 543,45

нб

729 602,02

90 536,78

н7

729 600,60

90 533,85

н8

729 600,34

90 531,10

н9

729 599,75

90 525,25

н10

729 600,29

90 525,25

н11

729 600,13

90 514,44

н12

729 600,11

90 511,73

н13

729 610,93

90 511,35

н14

729 611,55

90 517,68

н15

729612,31

90 521,59

н16

729 611,81

90 522,07

н17

729 612,13

90 524,31

н18

729 612,14

90 525,18

н19

729 612,63

90 529,84

н20

729 613,69

90 534,56

н21

729 614,51

90 537,33

н22

729 616,70

90 546,30

Решение является основанием для регистрации права истца на объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края.

Председательствующий: Н.С. Дмитриенко

Дата изготовления мотивированного решения: 03 июля 2024 года.

2-1276/2024 ~ М-668/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Линьков Владимир Васильевич
Ответчики
Аминистрация г.Канска
Другие
Ракова Ольга Семеновна
Управление Федеальной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Грудякова Ирина Николаевна
Управление градостроительства администрации г.Канска
Грудяков Артур Владиславович
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Дмитриенко Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.05.2024Предварительное судебное заседание
05.06.2024Предварительное судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
03.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее