Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Касимов 8 февраля 2024 года
Касимовский районный суд Рязанской области в составе судьи Панюшкиной Е.Ю.,
при ведении протокола помощником Гусевой Т.Г.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Касимовской межрайонной прокуратуры Слухановой А.А.,
представителя ответчика – Администрации Касимовского муниципального района Забродиной С.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области «о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта водоснабжения»,
УСТАНОВИЛ:
Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Касимовского муниципального района о возложении обязанности по постановке бесхозяйного объекта водоснабжения. В обосновании иска указано, что Касимовской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что объект водоснабжения - шахтный колодец, глубиной 17 м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, напротив <адрес>, является бесхозяйным объектом водоснабжения. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект водоснабжения отсутствует, собственник имущества не установлен. Согласно ответа администрации МО - Касимовский муниципальный район, указанный шахтный колодец, в реестрах имущества не числится, в адрес гарантирующего поставщика в сфере холодного водоснабжения МКП «Касимовское ЖКХ» не передавался.
Прокурор полагает, что поскольку указанный объект водоснабжения расположен в административных границах Касимовского муниципального района, и необращение администрации Касимовского района в уполномоченный орган с заявлением о принятии объекта водоснабжения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по охране жизни и здоровья людей, а также и организация водоснабжения населения в числе других относятся к вопросам местного значения. Наличие на территории муниципального образования бесхозяйного источника водоснабжение, с помощью которого обеспечивается питьевая вода населению, отсутствие системы его надлежащей эксплуатации нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций. Отсутствие собственника у объектов питьевого водоснабжения может привести к загрязнению воды различного рода опасными веществами, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения.
Прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – шахтного колодца глубиной 17 м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, напротив <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика – Администрации Касимовского муниципального района в судебном заседание не возражала против иска, пояснив, что работа по оформлению шахтного колодца начата, администрацией подготовлен технический план.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.200 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со статьей 50 указанного выше Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества
Статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании установлено, что по поручению прокуратуры области Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что объект водоснабжения - шахтный колодец, глубиной 17 м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, напротив <адрес>, является бесхозяйным объектом водоснабжения. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект водоснабжения отсутствует, собственник имущества не установлен. Согласно ответа администрации МО - Касимовский муниципальный район, указанный шахтный колодец, в реестрах имущества не числится, в адрес гарантирующего поставщика в сфере холодного водоснабжения МКП «Касимовское ЖКХ» не передавался.
Из ответа на запрос Касимовского межрайонного прокурора также следует, что указанный объект водоснабжения в Министерстве имущественных и земельных отношения Рязанской области процедуру учета не проходил и в реестре государственной собственности не числится.
Поскольку объект водоснабжения - шахтный колодец, глубиной 17 м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, напротив <адрес> расположен на территории Касимовского муниципального района, а организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по охране жизни и здоровья людей, а также и организация водоснабжения населения в числе других относятся к вопросам местного значения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд находит, что требования прокурора заявлены обоснованно. Отнесение объектов водоснабжения к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций систематического технического обслуживания, сомнений не вызывает. Наличие на территории муниципального района бесхозяйной объекта водоснабжения, с помощью которого обеспечивается подача питьевой воды населению, отсутствие системы его надлежащей эксплуатации нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций. Отсутствие собственника у объектов питьевого водоснабжения может привести к загрязнению воды различного рода опасными веществами, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения.
Необращение администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в уполномоченный орган с заявлением о принятии сети водопровода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом того обстоятельства, что ответчик – Администрация Касимовского муниципального района с иском согласилась, суд находит иск подлежащим удовлетворению. С учетом разумности, суд находит необходимым установить срок исполнения решения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – шахтного колодца глубиной 17 м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> напротив <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>