Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-342/2024 ~ М-79/2024 от 23.01.2024

Дело №2-342/2024         

УИД 33RS0015-01-2024-000147-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2024 года                                       г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                              С.В. Скрябневой,

при секретаре судебного заседания:                              Е.О. Живулько,

с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал Петушинского района» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Водоканал Петушинского района» в котором просит: Обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных в адрес, обосновав ориентировочный размер санитарно-защитной зоны расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также результатами натурных исследований и измерений в срок до дата; Обязать ответчика направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны (проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны) в срок до дата; Обязать ответчика получить решение Управления Роспотребнадзора по Владимирской области об установлении санитарно-защитной зоны в срок до дата.

В обосновании иска указано, что входе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в деятельности МУП «Водоканал Петушинского района», эксплуатирующего очистные сооружения в адрес, которые входят в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны. Основным видом деятельности МУП «Водоканал Петушинского района» является сбор и обработка сточных вод. В нарушение требований действующего законодательства ответчиком проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений, не разработан, санитарно-защитная зона не установлена. Для устранения допущенных нарушений прокуратурой выносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Осуществление предприятием деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Представитель заявителя иска Владимирского природоохранного прокурора - прокурор Петушинского района * в судебном заседании требования, изложенные в иске поддержал, просил их удовлетворить. По сроку выполнения работ полагается на усмотрение суда.

Ответчик - представитель МУП «Водоканал Петушинского района» *. в судебном заседании не согласился с иском природоохранного прокурора только в части заявленных сроков исполнения требований.

Третье лицо - представитель администрации Петушинского района * в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Владимирского природоохранного прокурора с учетом уточнения сроков.

Третьи лица - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах и ГКУ ВО «Заречное лесничество» в судебное заседание своих представителей не направили, о дне слушания дела извещены, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона №52-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от юридических лиц требуется обязательное выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Согласно ч. 3. ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологическоговоздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставить в Федератльнуюслужбупо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и

экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защнтной зоны.

В силу п. 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления данного заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормами. По своему функциональному назначению санитарнозащитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Очистные сооружения входят в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Водоканал Петушинского района» является сбор и обработка сточных вод.

С указанной целью предприятием эксплуатируются очистные сооружения в адрес, в процессе работы которых осуществляется выброс в атмосферный воздух вредных веществ.

В нарушение вышеназванных требований действующего законодательства МУП «Водоканал Петушинского района» проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для очистных сооружений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена.

С целью понуждения МУП «Водоканал Петушинского района» устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой выносилось представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от дата .

Таким образом в судебном заседании установлено, что осуществление МУП «Водоканал Петушинского района» деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

При таких обстоятельствах, суд признает, что прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Доводы истца подтверждены документально. Срок обоснован.

Таким образом, анализ всех добытых и исследованных в суде доказательств и юридически значимых обстоятельств дела, приводит суд к убеждению, что исковые требования Владимирского природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал Петушинского района» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружений - удовлетворить.

Обязать МУП «Водоканал Петушинского района» разработать проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, расположенных в адрес, обосновав ориентировочный размер санитарно-защитной зоны расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также результатами натурных исследований и измерений в срок до дата.

Обязать МУП «Водоканал Петушинского района» направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны (проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны) в срок до дата..

Обязать МУП «Водоканал Петушинского района» получить решение Управления Роспотребнадзора по Владимирской области об установлении санитарно-защитной зоны в срок до дата..

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение одного месяца, со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено дата.

Судья Петушинского районного суда:                С.В. Скрябнева

2-342/2024 ~ М-79/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Владимирский природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Водоканал Петушинского района"
Другие
ГКУ ВО "Заречное лесничество"
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области
МАУ "УКАЗ"
Администрация Петушинского района Владимирской области
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Скрябнева Светлана Владимировна
Дело на странице суда
petushinsky--wld.sudrf.ru
23.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2024Передача материалов судье
24.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее