Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7р-134/2019 от 25.07.2019

Председательствующий: Зарубин А.В.

Дело № 7р-134/2019

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2019 года                                                     г. Абакан

Верховный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Серебряковой О.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия (далее - Управление Росприроднадзора) на решение Абаканского городского суда от 3 июля 2019 года, которым оставлено без изменения постановление инспектора государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 30 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ Управления Росприроднадзора.

Огласив жалобу, заслушав законного представителя юридического лица Рипского Г.Д., защитника Иванова Д.А., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Хакасия

                                            УСТАНОВИЛ:

решением Абаканского городского суда от 3 июля 2019 года оставлено без изменения постановление инспектора государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 30 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ Управления Росприроднадзора, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с решением суда, защитник юридического лица, обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Приводя фактические обстоятельства дела, указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку заработная плата работнику выплачивалась в срок и в размере, предусмотренном законодательством, о чем свидетельствует размер денежных средств выплаченных в течение года. Обращает внимание на то, что правонарушение не является длящимся и указывает на то, что срок давности привлечения к административной ответственности с учетом описанного события административного правонарушения в виде невыплаты заработной платы в марте 2018 года истек. Полагает, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит описания события административного правонарушения.

В судебном заседании суда второй инстанции защитник и законный представитель юридического лица доводы жалобы поддержали, законный представитель должностного лица дополнительно указал на малозначительность содеянного.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда законным и обоснованным.

         В силу ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается, в том числе невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Часть первая ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из требований ст. 131.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом он не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

ТК РФ установлена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) (ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ).

В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ).

        Выводы суда первой инстанции о нарушении Управлением Росприроднадзора приведенных положений закона, что выразилось в установлении заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством и в неполной выплате в установленный срок заработной платы, в частности работнику ФИО1 в марте, феврале, мае, августе, сентябре 2018 года, феврале 2019 года, подтверждаются исследованными письменными доказательствами, к числу которых суд обоснованно отнес акт проверки Управления Росприроднадзора от 20.05.2019 (л.д.65-69). Из данного акта следует, что на основании обращения ФИО1 о нарушении трудового законодательства было издано распоряжение государственной инспекции труда в РХ от 23.04.2019 и проведена внеплановая документарная проверка Управления Росприроднадзора в части выплаты заработной платы ниже МРОТ. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований ст. ст. 133, 236 Трудового Кодекса РФ. Исходя из положений ст. ст. 22, 133, 133.1, 146, 148, 313, 315, 316 ТК РФ заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

         Статьей 3 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 января 2018 года установлен в размере - 9 489 рублей в месяц. Согласно Федеральным законам "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 07.03.2018 N 41-ФЗ, от 25.12.2018 № 481-ФЗ установлен МРОТ с 01.05.2018 в сумме 11163,00 руб. в месяц, с 01.01.2019 в сумме 11280,00 рублей в месяц. Тем самым с 01.01.2018 заработная плата при полностью отработанной норме рабочего времени должна быть определена в размере не менее МРОТ с последующим начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, а именно: с 01.01.2018 - 15 182,4.0 рублей = (9 489*1,6); с 01.05.2018 - 17860,8рублей=(11163,00*1,6); с 01.01.2019-18048 рублей = (11280,00*1,6).

         Согласно производственному календарю на 2018 г., в марте норма рабочего времени при 40-ка часовой рабочей неделе составила 159 часов за месяц. В соответствии с представленными документами в марте 2018г. ФИО1 отработано 159 часов, следовательно, заработная плата должна составлять не менее 15182,40 рублей, однако согласно расчетным листкам начислена в размере 12376 рублей, аналогичные нарушения установлены в феврале, мае, августе, сентябре 2018 года, феврале 2019 года.

       Указанный акт обоснованно признан судом первой инстанции допустимым доказательством, поскольку проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (л.д.58-62).

Изложенные в акте обстоятельства подтверждаются иными материалами дела и не оспаривались в ходе производства по делу ни законным представителем юридического лица ни защитником.

        Исследовав указанные доказательства, суд первой инстанции установил, что в нарушение приведенных требований ТК РФ, юридическим лицом была установлена заработная плата в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, и производилась ее неполная выплата.

Доводы, содержащиеся в жалобе об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку заработная плата работнику выплачивалась в срок и в размере предусмотренном законодательством, о чем свидетельствует размер денежных средств, выплаченных в течение года противоречат материалам дела и не имеют значения для правовой оценки деяния юридического лица.

Приведенная ч. 3 ст. 133 ТК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а требования ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ устанавливают систему специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч.1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений (постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5).

       Из материалов дела следует, что установленный размер заработной платы не включал выплаты районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия и заработная плата в установленный срок в полном объеме не выплачивалась.

Дав оценку исследованным доказательствам в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в силу которых юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суд первой инстанции обосновал свои выводы о законности и обоснованности привлечения Управления Росприроднадзора к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними не имеется.

Ссылки, содержащиеся в жалобе, об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушение в виде невыплаты заработной платы не является длящимся, не ставит под сомнение указанные выводы суда. Из материалов дела следует, что объективная сторона правонарушения состояла не только в неполной выплате в установленный срок заработной платы в марте, феврале, мае, августе, сентябре 2018 года, феврале 2019 года, но и в установлении заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, т.е. выражалась в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей. Таким образом это правонарушение являлось длящимся. Так как днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, а приведенное выше правонарушение выявлено 20.05.2019 года, срок привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.

    С учетом приведенного описания способа события правонарушения в постановлении по делу об административном правонарушении, утверждение стороны защиты о том, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит описания события административного правонарушения, не может повлечь отмену состоявшегося судебного решения. После описания события правонарушения приведенным способом со ссылкой на нарушения требований ТК РФ, имеется указание на неполную выплату заработной платы ФИО1 в марте 2018 с приведением подробного расчета ее заработной платы и указания на аналогичные нарушения в другие периоды. То есть, событие правонарушения приведено с достаточной степенью конкретизации, позволяющей лицу, в отношении которого ведется производство по делу знать существо инкриминируемого деяния и реализовывать свои права. В целом постановление по делу    об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Как видно из жалобы, ее доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, и направлены на переоценку доказательств, оценка которых произведена надлежащим образом. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

        Вопреки доводам законного представителя юридического лица о малозначительности совершенного деяния, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд второй инстанции не усматривает. Юридическому лицу назначено административное наказание в виде предупреждения. Допущенное нарушение посягает на трудовые права граждан и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась и в наступлении неблагоприятных для них последствий, и в пренебрежительном отношении к соблюдению норм ТК РФ. Из материалов дела не следует, что имели место исключительные обстоятельства, воспрепятствовавшие надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность и способные послужить основанием для вывода о малозначительности.

Рассмотрение дела судом произведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, с соблюдением всех принципов судопроизводства, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июля 2019 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия                                                                                     Г.А. Когай

7р-134/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Управление Росприроднадзора по РХ
Другие
Иванов Дмитрий Александрович
Рипский Григорий Дмитриевич
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Когай Галина Александровна
Статьи

ст. 5.27 ч.6 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--hak.sudrf.ru
25.07.2019Материалы переданы в производство судье
18.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
10.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2019Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее