РЕШЕНИЕ
26 октября 2022 года город Кимовск Тульская область
Судья Кимовского городского суда Тульской области Зиновьев Ф.А.,
с участием:
защитника лица, привлеченного к административной ответственности, по ордеру Гаврикова В.А.,
рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, Мельниковой Л.А. на постановление административной комиссии администрации муниципального образования Кимовский район от 28 июля 2022 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», в отношении
Мельниковой Любови Анатольевны, <данные изъяты>
установил:
постановлением административной комиссии администрации муниципального образования Кимовский район от 28 июля 2022 года Мельникова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 руб. за то, что она в нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений (городских округов), когда эти действия (бездействия) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно п. 5 ст. 18 главы 7 «Правил благоустройства территории МО Новольвовское Кимовского района», утвержденных решением Собрания депутатов МО Новольвовское Кимовского района от 9 августа 2021 года №, что выразилось в не обеспечении своевременной и качественной уборки принадлежащих Мельниковой Л.А. на праве собственности земельных участков, заросших высокой сорной растительностью и сухостоем, высотой более 1 метра.
Не согласившись с вынесенным административной комиссией администрации муниципального образования Кимовский район постановлением, Мельникова Л.А. обратилась с жалобой о его отмене.
В обоснование доводов жалобы Мельниковой Л.А. указано на то, что в обжалуемом постановлении не указано, какие именно земельные участки явились объектом правонарушения.
Заявитель обращает внимание на то, что приобщенный к делу об административном правонарушении фотоматериал неинформативен, поскольку не содержит сведений о дате и месте съемки, а протокол об административном правонарушении не содержит указания на то, что фотоматериал приобщен к нему.
При этом Мельникова Л.А. указывает на то, что в обжалуемом постановлении не содержится выводов коллегиального органа о доказательствах, позволивших прийти к утверждению о том, что местом совершения административного правонарушения являются земельные участки с К№, № и №
Анализируя Правила благоустройства территории МО Новольвовское Кимовского района, Мельникова Л.А., в обоснование доводов своей жалобы указывает на то, что принадлежащие гражданам земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства или сельскохозяйственного производства, не относятся к объектам содержания территории муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области.
Срок обжалования Мельниковой Л.А. постановления административной комиссии администрации муниципального образования Кимовский район не пропущен.
О месте и времени рассмотрения жалобы Мельникова Л.А. извещалась надлежаще, не просила об отложении дела слушанием в свое отсутствие. Явка Мельниковой Л.А. в судебное заседание обязательной не признавалась.
Защитник Мельниковой Л.А., по ордеру Гавриков В.А., в судебном заседании доводы жалобы своего доверителя поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав пояснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности, Мельниковой Л.А., по ордеру Гаврикова В.А., прихожу к следующему.
Согласно ст. 8-11.2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений (городских округов), а также необеспечение собственниками, владельцами, арендаторами благоустройства принадлежащих (арендованных) им (ими) объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
Из обжалуемого постановления усматривается, что Мельникова Л.А. нарушила утвержденные органами местного самоуправления правила благоустройства территорий поселений (городских округов), и эти действия (бездействия) не подпадают под действие КоАП РФ, а именно, Мельникова Л.А. нарушила п. 5 ст. 18 главы 7 «Правил благоустройства территории МО Новольвовское Кимовского района», утвержденных решением Собрания депутатов МО Новольвовское Кимовского района от 9 августа 2021 года № 56-235, не обеспечила своевременную и качественную уборку принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, заросших высокой сорной растительностью и сухостоем, высотой более 1 метра.
К указанным выводам административная комиссия администрации муниципального образования Кимовский район пришла, исследовав, в частности, материалы дела об административном правонарушении, сформированного должностным лицом администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района.
Из исследованной в судебном заседании врученной Мельниковой Л.А. копии протокола об административном правонарушении от 19 июля 2022 года № 12 усматривается, что таковая не содержит отметок о приложениях к протоколу об административном правонарушении.
При этом исследованный в судебном заседании протокол об административном правонарушении от 19 июля 2022 года № 12, являвшийся предметом рассмотрения административной комиссии администрации муниципального образования Кимовский район, содержит указание на приложения к протоколу: определение на 1 л. в 1 экз., фототаблица на 6 л. в 1 экз., докладная записка на 1 л. в 1 экз., схема на 1 л. в 1 экз., выписка из ЕГРН на 9 л. в 1 экз.
Опрошенная в судебном заседании, составившая указанный протокол об административном правонарушении консультант отдела по работе с территориями и благоустройству администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района ФИО1 не отрицала того факта, что Мельниковой Л.А. ею вручена копия протокола об административном правонарушении без указания приложений к нему и без самих приложений, что было обусловлено неизготовлением указанных приложений к моменту вручения протокола Мельниковой Л.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, иные процессуальные документы, и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные протоколы.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неуказание приложений к нему может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ протокол представляет собой документ, призванный фиксировать несоблюдение норм КоАП РФ, а также все имеющие значение обстоятельства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Протокол № 1 заседания административной комиссии муниципального образования Кимовский район от 28 июля 2022 года не содержит сведений о выражении Мельниковой Л.А. своей позиции по существу дела об административном правонарушении, с учетом внесения в протокол об административном правонарушении сведений о приложениях.
Об этом должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, коллегиальный орган не извещался, что лишило возможности коллегиальный орган опросить Мельникову Л.А. по данному факту и принять соответствующее процессуальное решение.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Мельниковой Л.А. допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, что лишило возможности административную комиссию администрации муниципального образования Кимовский район всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы жалобы, при допущении вышеназванных существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не могут быть предметом рассмотрения судьи вплоть до устранения нарушений.
В этой связи постановление административной комиссии администрации муниципального образования Кимовский район от 28 июля 2022 года о привлечении к административной ответственности Мельниковой Л.А. подлежит отмене с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в административную комиссию администрации муниципального образования Кимовский район.
При таких обстоятельствах жалоба Мельниковой Л.А. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
отменить постановление административной комиссии администрации муниципального образования Кимовский район от 28 июля 2022 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» Мельниковой Любови Анатольевны.
Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» в отношении Мельниковой Любови Анатольевны в административную комиссию администрации муниципального образования Кимовский район.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано либо опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.16 КоАП РФ.
Судья: