Судья Ретина М.Н. дело № 33а-11928/2021 (2а-2014/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 26 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Хлыстовой Е.В., Чемерисовой О.В.,
при секретаре Дождевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 июля 2021 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., представителя административного истца Семдяновой Я.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора г. Самара обратился в Ленинский районный суд г. Самары в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара с заявлением о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указал, что в реестре муниципального имущества г.о. Самара учтены сведения об объектах незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес>, однако изоляция объектов не произведена, здания находятся в неудовлетворительном состоянии, создана угроза их обрушения, вход внутрь не огорожен, что создает угрозу жизни и здоровья граждан вследствие обрушения ненадежных конструкций.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в невыполнении требований законодательства по приведению объектов капитального строительства: объектов незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес> за реестровым № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес> в надлежащее состояние, а также обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара произвести изоляцию объектов капитального строительства: объектов незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес> за реестровым № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес> в надлежащее состояние, а именно принять меры к устранению возможности проникновения посторонних лиц в здание путем ограждения территории, а также принять меры к устранению загрязнения, захламления и освобождению земельного участка от строительных отходов, образовавшихся вследствие частичного обрушения зданий.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 20 июля 2021 года удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора г. Самара в защиту прав неопределенного круга лиц к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
Признано незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в невыполнении требований законодательства по приведению объектов капитального строительства: объектов незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес> за реестровым № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес> в надлежащее состояние.
На администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность произвести изоляцию объектов капитального строительства: объектов незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес> за реестровым № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес>, а именно принять меры к устранению возможности проникновения посторонних лиц в здание путем ограждения территории, а также принять меры к устранению загрязнения, захламления и освобождению земельного участка от строительных отходов, образовавшихся вследствие частичного обрушения зданий (Т.2, л.д. 31-37).
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о. Самара просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (Т.2, л.д. 39-43).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор Семдянова Я.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с реестром муниципального имущества г.о. Самара на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от 17.09.1992 № учтены сведения об объектах незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес>, в том числе за номером № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес>.
Решением комитета по управлению имуществом г. Самара от
01.12.1994 г. № объекты незавершенного строительства в <адрес> переданы в уставный капитал АО «Дом» для достройки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.04.1997 г. АООТ «Дом» обязано было возвратить указанное имущество в течение одного месяца, однако решение исполнено не было.
В силу ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ст. 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.
Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации
На основании ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Решением Собрания представителей городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства на территории городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области.
Пунктом 6.1 Правил благоустройства определено, что физические и юридические лица – собственники, владельцы, пользователи зданий, сооружений обязаны содержать их фасады и прилегающие к таким объектам территории в чистоте и порядке, отвечающем требованиям сводов правил и национальных стандартов.
Окраска фасадов жилых и общественных зданий, сооружений независимо от форм собственности осуществляется в соответствии с проектами благоустройства (п. 6.5).
В соответствии с п. 3.3.4 Правил при содержании зданий и сооружений не допускается, в том числе, повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий и сооружений, в том числе балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, входных групп, ступеней; разрушение (отсутствие, загрязнение) ограждений балконов, в том числе лоджий, парапетов.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> были проведены надзорные мероприятия, в ходе которых установлено, что изоляция объектов, распложенных вблизи <адрес> 6 км Алексеевской трассы, не произведена, а именно отсутствует ограждение объектов незавершенного строительства, не приняты необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта, здание находится в неудовлетворительном состоянии, имеется угроза его обрушения, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Данные обстоятельства подтверждаются также актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоматериалами.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Главы г.о. Самара внесено представление об устранении указанных ранее нарушений, по результатам рассмотрения представления 07.08.2020г. прокуратуре сообщено, что завершение строительства указанных объектов не планируется, так как отсутствуют правовые основания.
Между тем, положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 22 Устава г.о. Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят, в том числе: Администрация городского округа Самара- исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами ФИО1 <адрес> (ст.25 Устава).
В силу п. 4 ст. 45 Устава г.о. Самара от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава г.о. Самара, возглавляющий Администрацию г.о. Самара, и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
При этом Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством (ст.47 Устава).
Таким образом, обязанность по устранению указанных выше нарушений лежит на Администрации г.о. Самара и Департаменте управления имуществом г.о. Самара, при этом отсутствие финансовых средств не может являться основанием для их освобождения от исполнения требований.
Однако, выявленные нарушения, административными ответчиками, до настоящего времени не устранены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что допущенное административными ответчиками бездействие привело к тому, что объект капитального строительства находится в ненадлежащем состоянии, на его территорию возможно несанкционированное проникновение людей, что создает угрозу их жизни и здоровья, а также может повлечь возникновение человеческих жертв.
При этом правомерно не принял во внимание доводы Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что со стороны указанных органов, отсутствует бездействие, ввиду того, что ими предпринимаются меры по сносу указанных объектов. Так, указанное имущество находится в муниципальном реестре с 1992 г., однако меры, направленные на решение вопросов по устранению нарушений, начали предприниматься лишь с момента поступления представления от прокуратуры г. Самара.
Доводы о том, что часть объектов исключена из муниципального реестра, что также исключает их бездействие, суд правильно счел не состоятельными, поскольку указанные объекты были демонтированы АО «Завод газобетонных изделий «Коттедж», по инициативе последних, что свидетельствует о том, что административными ответчиками никаких самостоятельных действий в отношении указанного в реестре муниципального имущества, не предпринималось.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара, выразившееся в невыполнении требований законодательства по приведению объектов капитального строительства: объектов незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес> за реестровым № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес> в надлежащее состояние, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора г. Самары в полном объеме.
При этом правомерно возложил на Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность произвести изоляцию объектов капитального строительства: объектов незавершенного строительства, расположенных вблизи села <адрес> за реестровым № – объекты незавершенного строительства жилого поселка <данные изъяты> в <адрес>, а именно: принять меры к устранению возможности проникновения посторонних лиц в здание путем ограждения территории, а также принять меры к устранению загрязнения, захламления и освобождению земельного участка от строительных отходов, образовавшихся вследствие частичного обрушения зданий.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансовых средств не могут служить основанием к отмене правильного решения, поскольку действующее законодательство возлагает на административных ответчиков обязанность по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на проведение указанных мероприятий.
Судебная коллегия, обсуждая иные доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется. Доводы Администрации г.о. Самара проверялись судом и получили правильную оценку в его решении.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: