Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ года судья Свердловского районного суда <адрес> ФИО2 рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и представление,
Установил:
ИП ФИО1 обратился в Свердловский районный суд <адрес> с жалобой об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от 18.02.2016г. №/Э о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления от 18.02.2016г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 18.02.2016г., мотивируя, отсутствуем состава административного правонарушения, считает вынесенное постановление и представление не законным, просит их отменить.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, пояснил, что в помещении, используемом им в качестве офиса для продаж, расположена печь для обогрева, источником выбросов загрязняющих веществ она не является, земельный участок ему не принадлежит, сооружения являются временными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05,1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 30 Федерального закона от 04.05,1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлены обязанности для юридических лиц, имеющих стационарные источники, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно: допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Статья 15 того же закона налагает запрет выбросов в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Согласно «Положению о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Кроме этого, в Постановлениях ФАС <адрес> от 15.1022009 № А03-4478/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 2O.O4J011 № А68-116/11 указано, что разрешение на выброс загрязняющих веществ (устанавливающее нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для источников выбросов) выдается конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную деятельность с использованием данного источника выбросов.
При этом не имеет правового значения, кто является собственником (арендатором) источника выбросов, определяющую роль играет субъект хозяйственной деятельности, в результате действий которого могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Письмом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)» (далее - Методическое пособие).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.1 части 1 Методического пособия инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух проводят все хозяйствующие субъекты, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.
Согласно подпункту 6 пункта 1.1 части 1 Методического пособия при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащие хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его * производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Все источники, относящиеся к конкретной производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе: организованные источники выбросов (источники с организованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух через специально сооруженные технические устройства.
В соответствии с методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденной председателем государственного комитета по охране окружающей среды в ДД.ММ.ГГГГ, от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота (оксид и диоксид азота), диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, твердые частицы.
Пунктом 6 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (приложение № к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12,2010 №) установлено, что к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствий с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пункт 7 данного Порядка гласит, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.
Вещества, образующиеся при сжигании угля или древесного топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а именно: диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, твердые частицы включены в Перечень загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.И.2012 № утвержден «Перечень нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора» (далее - Перечень).
Первым пунктом данного Перечня является осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.1 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> 09.02.2016г. провело проверку ИП ФИО1 по вопросам соблюдения им законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №).
При проверке установлено и зафиксировано в акте проверки от 09.02.2016г., что ИП ФИО1 при отсутствии нормативно-разрешительной документации в области охраны атмосферного воздуха, а именно, проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух осуществил эксплуатацию стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха (котлоагрегат) на земельном участке в одном из строений – служебном помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
По данным обстоятельствам Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, вынесено предписание об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 18.02.2016г. и постановление от <данные изъяты>, которым ИП ФИО1 признан виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Факт и обстоятельства совершения ИП ФИО1 правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ установлены и подтверждаются:
- актом № рейдового осмотра территории на предмет соблюдения требований природного законодательства от 09.02.2016г.;
- протоколом об административных правонарушениях №.1 от 10.02.2016г., составленного надлежащим образом, уполномоченным лицом, требования положений КоАП РФ при составлении протоколов об административном правонарушении, соблюдены;
- копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на имя ФИО1;
- копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ИП ФИО1;
- копией договора на размещение временного сооружения - склада, расположенного по адресу: <адрес> (напротив завода <данные изъяты> от 21.12.2012г. № и дополнительного соглашения к нему от 12.08.2015г. ;
- копиями санитарно-эпидемиологического заключения от 18.05.2010г., дополнением к экспертному заключению от 24.01.2012г., протоколом испытаний атмосферного воздуха.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт эксплуатации стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котлоагрегата) без разрешительных документов по адресу: <адрес>.
Основаны на неверном толковании закона и судьей не принимаются доводы заявителя о том, что рассматриваемый объект - открытый склад для хранения строительных материалов не является источником загрязнения среды обитания, указанного в санитарно-эпидемиологических заключениях и протоколе испытаний атмосферного воздуха.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств невозможности соблюдения ИП ФИО1 экологических требований при эксплуатации стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котлоагрегата) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы изложенные в жалобе об отсутствии состава правонарушения в действиях ФИО1 основаны на неверном толковании действующего законодательства и судьей не принимаются.
С учетом характера совершенного ИП ФИО1 административного правонарушения и степени его общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом министерства природных ресурсов и экологии <адрес> определены правильно, представленным доказательствам и доводам ИП ФИО1 дана надлежащая правовая оценка, вывод о наличии события и виновности ИП ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ является правильным и обоснованным, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи, с чем законных оснований для отмены постановления и представления должностного лица не имеется, а жалоба ИП ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Постановление и представление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 - оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.
Судья ФИО2