72RS0022-01-2022-000452-28
Дело № 2-210/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 21 июня 2022 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Русакова К.А., при секретаре Афанасьевой К.Г.,
с участием помощника прокурора Уватского района Тюменской области Шоноховой И.И.,
представителей ответчиков: администрации Уватского муниципального района Тюменской области Ковязина Р.П., действующего на основании письменной доверенности от 05.05.2022,
муниципального предприятия «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области Питухиной Л.Н., действующей на основании письменной доверенности 20.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уватского муниципального района Тюменской области, муниципальному предприятию «Туртасское коммунальное предприятие Уватского муниципального района» Тюменской области о возложении обязанности организовать снабжение населения Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, в котором просит возложить на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области, муниципальное предприятие «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области обязанность организовать снабжение населения Уватского сельского поселения Уватского муниципального района питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Уватского района проведена проверка по вопросу исполнения органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами законодательства при реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. МП «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области является гарантирующей организацией для систем водоснабжения на территории Уватского сельского поселения, которое на основании лицензии на пользование недрами осуществляет добычу подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности Уватского сельского поселения, и которым до настоящего времени программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды, не разработана. 12.04.2022 в прокуратуру района поступила информация ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» о проведенных исследованиях холодной питьевой воды из централизованного водоснабжения в с.Уват. Согласно экспертному заключению № 33 установлено, что исследованная проба воды питьевой централизованного водоснабжения (после станции обезжелезивания) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателю железа, который по адресу: (Адрес обезличен) составляет 0,88 мг/дм3 , по адресу: (Адрес обезличен) составляет более 1,00 мг/дм3 , по адресу: (Адрес обезличен), стр.3 составляет более 0,55 мг/дм3 , при допустимом нормативе не более 0,3 мг/дм3.
06.04.2022 в прокуратуру района поступила информация администрацию Уватского муниципального района Тюменской области, из которой следует, что МП «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области заключило с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» договоры на лабораторные исследования качества питьевой воды. После транспортировки очищенной питьевой воды потребителям посредством сетей водоснабжения проба воды не соответствует нормам по показателю железом. В настоящее время прорабатывается вопрос заключения договоров со специализированной организацией на полную, глобальную промывку сетей водоснабжения.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям указанным в иске.
В судебном заседании представители ответчиков против иска не возражали, просили принять решение по нему на усмотрение суда.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.04.2022 администрация Уватского муниципального района зарегистрирована в качестве юридического лица, основной вид деятельности: деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.04.2022 МП «Туртасское КП Уватского муниципального района» 18.06.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица, один из видов деятельности: забор, очистка и распределение воды
Согласно уставу МП «Туртасское КП Уватского муниципального района», целями деятельности предприятия является осуществление деятельности в целях решения социальных задач, в том числе наиболее полной и качественной реализации коммунально-бытовых услуг для потребителей Уватского муниципального района, юридических лиц и граждан, а также получения прибыли.
Согласно подп.1 п.2 устава администрации Уватского муниципального района Тюменской области, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поседений решение вопросов местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ
Распоряжением администрации Уватского муниципального района от 08.04.2021 № 0310-р МП «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района реорганизовано путем присоединения к нему муниципального предприятия «Демьянское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района, муниципального предприятия «Ивановское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района, установлено полное наименование - муниципальное предприятие «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района.
Согласно экспертному заключению проведенному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от 11.04.2022 № 33 установлено, что исследованная проба воды питьевой централизованного водоснабжения (после станции обезжелезивания) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателю железа, который по адресам: (Адрес обезличен); (Адрес обезличен) составляет; (Адрес обезличен), стр.3
Согласно протоколу лабораторных испытаний, экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от 11.04.2022 № 2556 установлено, что исследованная проба воды питьевой централизованного водоснабжения (после станции обезжелезивания) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателю железа, который по адресу: (Адрес обезличен) составляет 0,88 мг/дм3 , при допустимом нормативе не более 0,3 мг/дм3
Согласно протоколу лабораторных испытаний, экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от 11.04.2022 № 2557 установлено, что исследованная проба воды питьевой централизованного водоснабжения (после станции обезжелезивания) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателю железа, который по адресу: (Адрес обезличен) составляет более 1,00 мг/дм3 , при допустимом нормативе не более 0,3 мг/дм3.
Согласно протоколу лабораторных испытаний, экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от 11.04.2022 № 2558 установлено, что исследованная проба воды питьевой централизованного водоснабжения (после станции обезжелезивания) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателю железа, который по адресу: (Адрес обезличен), стр.3 составляет более 0,55 мг/дм3 , при допустимом нормативе не более 0,3 мг/дм3
11.04.2022 по результатам отбора проб воды питьевой централизованного водоснабжения филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в (Адрес обезличен)» по адресам: (Адрес обезличен); (Адрес обезличен) составляет; (Адрес обезличен), стр.3 составлен протокол отбора проб
В статьях41и42 КонституцииРФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В целях повышения уровня жизни граждан создания комфортных условий для их проживания Президентом РФ издан Указ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», реализация которого включает также федеральный проект «Чистая вода». К числу мероприятий проекта отнесено, в том числе, повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий.
Развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, основные направления развития которой предусмотрены в государственной программе «Чистая вода».
Согласно ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения является вопросом местного значения муниципального района.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 18 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (статья 19 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», холодная вода, горячая вода относится к коммунальным ресурсам, используемым для предоставления коммунальных услуг и потребляемым при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ст.2).
Предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п.31).
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей (п.75). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам (п.77).
Совокупностью представленных сторонами доказательств установлено, что МП «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области является гарантирующей организацией для систем водоснабжения на территории Уватского сельского поселения.
В соответствии с действующим законодательством на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области возложена организация водоснабжения населения Уватского муниципального района.
Вместе с тем, МП «Туртасское КП Уватского муниципального района» до настоящего времени программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды, не разработана, вода, поставляемая населению Уватского сельского поселения Уватского муниципального района по своим свойствам и составу не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Таким образом, требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности организовать снабжение населения Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил является правомерным. Срок организации водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества, предложенный истцом, суд находит разумным, ответчиками иных сроков не предлагалось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уватского муниципального района Тюменской области, муниципальному предприятию «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области, удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Уватского муниципального района Тюменской области, муниципальное предприятие «Туртасское коммунальное предприятие» Уватского муниципального района Тюменской области организовать снабжение населения Уватского сельского поселения Уватского муниципального района питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в течение шести месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 27 июня 2022 года в Уватском районном суде Тюменской области.
Судья К.А. Русаков
Решение не вступило в законную силу.