Дело № 2-207/2024
УИД № 42RS0008-01-2023-002980-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово «27» марта 2024 года
Рудничный районный суд города Кемерово
в составе председательствующего судьи Морозовой О.В.,
при секретаре Романенко Е.Н.,
с участием помощника прокурора Рудничного района г. Кемерово Мотуз П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева ФИО7 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» была предоставлена услуга по проведению медико-социальной экспертизы заочно с целью установления группы инвалидности, на основании поступившего в бюро направления МСЭ, выданного ГАУЗ «Прокопьевская городская больница». По результатам проведенной медико-социальной экспертизы истцу определена третья группа инвалидности с причиной инвалидности «общее <данные изъяты> сроком на <данные изъяты>, разработана программа реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ истцу ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» была предоставлена услуга по проведению медико-социальной экспертизы очно с целью установления причины инвалидности на основании поступившего заявления. По результатам проведенной медико-социальной экспертизы на основании акта медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № истцу определена третья группа инвалидности с причиной инвалидности «Общее <данные изъяты> граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н. Истец категорически не согласен с решением ФКУ «Главное Бюро МСЭ» по <адрес>-Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что решение вынесено незаконно и необоснованно, так как не было учтено надлежащим образом состояние его здоровья, неправильно дана оценка и необъективно сделан вывод об отсутствии ограничений основных категорий жизнедеятельности. В соответствии с подпунктами <данные изъяты> к Приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико<данные изъяты> или дефектами. Состояние же организма истца в оспариваемом решении бюро МСЭ квалифицировано по <данные изъяты> №н, согласно которым критерием для установлении третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное <данные изъяты> дефектами. В ходе МСЭ не была проведена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма гражданина в возрасте <данные изъяты> старше.
Истец просит суд признать незаконным акт №, выданный экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу». Обязать ответчика определить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вторую группу инвалидности с причиной инвалидности «Общее <данные изъяты> Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы на оплату представительских услуг в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО6, допущенный к участию в деле в силу п.6 ст.53 ГПК РФ на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить, пояснили, что не согласны с заключением экспертной комиссии <данные изъяты> <адрес>» Минтруда России.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> - Кузбассу» - ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.30-31), с учетом результатов судебной экспертизы.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании полагала исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным <данные изъяты> группа инвалидности.
Признание лица <данные изъяты> осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок и условия признания лица инвалидом определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом» (далее - Правила).
В соответствии с п.2, 3 указанных Правил признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом <данные изъяты> Правил установлено, что в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу.
Согласно п.38 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол в информационной системе медико-социальной экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина в информационной системе медико-социальной экспертизы составляется акт.
Форма и порядок заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, а также форма и порядок составления акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Согласно <данные изъяты> Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденному Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) формируется из врачей по медико-социальной экспертизе.
В соответствии с <данные изъяты> Порядка решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимается простым большинством голосов специалистов бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводивших медико-социальную экспертизу, в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации направления на медико-социальную экспертизу, заявления об оказании услуги по проведению МСЭ с необходимыми документами.
Согласно <данные изъяты> Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное <данные изъяты> или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что на основании направления ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ на медико-социальную экспертизу ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской <данные изъяты> (л.д.14, 18-19).
ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России в отношении ФИО1 в порядке обжалования решения Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена очная медико-социальная экспертиза, оформленная актом медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой ФИО1 установлена инвалидность III группы, решение от ДД.ММ.ГГГГ не изменено (л.д.13, 67-86).
Из акта медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола проведения медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты>.
Определением Рудничного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д.38-39).
Согласно выводам заключения экспертной комиссии ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных экспертно-медицинских документов на момент очного освидетельствования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент его заочного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> – Кузбассу» Минтруда России, и на момент его очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России (протокол № доказанным можно считать наличие у него следующих стойких нарушений функций организма:
- стойкие умеренные <данные изъяты>) нарушения функций сердечно-сосудистой системы. В количественном выражении указанные нарушения функций находятся в диапазоне <данные изъяты> (<данные изъяты> Приложения № Приказа Минтруда России №н от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»);
- стойкие незначительные (<данные изъяты>) нарушения функций эндокринной системы и метаболизма. В количественном выражении указанные нарушения функций находятся в диапазоне от <данные изъяты> (п<данные изъяты> Приложения № Приказа Минтруда России №н от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»);
- стойкие незначительные (1 степени) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. В количественном выражении указанные нарушения функций находятся в диапазоне <данные изъяты> (п.13.1.4.1 Приложения № Приказа Минтруда России №н от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Наличие указанных нарушений функций организма ФИО1 и степень их выраженности подтверждается: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ; Холтеровским мониторированием сердечного ритма от ДД.ММ.ГГГГ; Эхокардиографией ООО «Центр реабилитации и восстановления» от ДД.ММ.ГГГГ; УЗИ ОБП от ДД.ММ.ГГГГ; результатами проведенного очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России (протокол № Это также не противоречит результатам очной судебной медико-социальной экспертизы, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России.
Указанные стойкие умеренные (2 степени) нарушения функций организма ФИО1 привели к ограничению 1 степени следующих категорий его жизнедеятельности:
- способности к самообслуживанию – способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств (р<данные изъяты>
- способности к самостоятельному передвижению – способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств <данные изъяты> «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»);
- способности к трудовой деятельности – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации (<данные изъяты>
Наличие у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент его заочного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России, и на момент его очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России (протокол №), стойких умеренных (в диапазоне <данные изъяты>) нарушений функций организма, приводящих к ограничению <данные изъяты> государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»).
В соответствии с <данные изъяты> Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», наличие у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент его заочного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>- Кузбассу» Минтруда России, и на момент его очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России (протокол №), нарушения здоровья <данные изъяты>
При оценке заключения экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в порядке ст.67 ГПК РФ, анализируя соблюдение процессуального порядка ее проведения, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя его полноту, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, изготовление заключения на основании соответствующей методической литературы лицами, имеющими соответствующее образование и стаж экспертной работы, обладающим специальными познаниями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление подобной деятельности, заключение соответствует стандартам оценки, установленным ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», суд считает возможным принять заключение № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России как допустимое доказательство, поскольку заключение эксперта является в необходимой мере подробным, содержит ход и описание экспертного исследования, является обоснованным и достоверным, отражающим фактические обстоятельства дела, выводы экспертов являются полными, противоречий в себе не содержат, экспертное заключение выполнено экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Представленное заключение эксперта не содержит каких-либо неясностей, необоснованных, противоречивых либо неправильных выводов, доказательств, вызывающих сомнения в обоснованности выводов экспертов, в материалы дела суду не представлено.
Стороны в ходе рассмотрения дела не ходатайствовали о назначении повторной судебной экспертизы.
Процедура проведения судебной экспертизы, установленная Правилами признания лица <данные изъяты> нарушена.
У суда не имеется оснований для признания указанного заключения экспертизы недопустимым доказательством, поскольку эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение содержит подробную исследовательскую часть, на которой базируются выводы экспертов.
Стороной истца не представлено доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы либо ставящих под сомнение ее выводы. Само по себе несогласие истца с результатами экспертизы не влечет ее незаконность.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выявленные у истца на момент его освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России нарушения здоровья <данные изъяты>
Оснований для установления ФИО1 <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что процедура медико-социальной экспертизы в отношении ФИО1 была проведена в соответствии с требованиями Правил признания лица <данные изъяты>, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица <данные изъяты> медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Поскольку не подлежат удовлетворению исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют и правовые основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, взыскании расходов на оплату представительских услуг в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>-░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░: