РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-68/2023
УИД 18RS0022-01-2022-002317-67
26 января 2023 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.,
при секретаре Базиной Н.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Малопургинского района УР Вахрушева Г.А., представителя ответчиков Администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» Вершинина И.Б., действующего по доверенности от 14.02.2022 года №, директора МБУ «Малопургинская центральная сельская управа» Вершинина И.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», муниципальному бюджетному учреждению «Малопургинская центральная сельская управа» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,
установил:
Прокурор Малопургинского района Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района по результатам проведенной проверки по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в надлежащем состоянии на территории с. Малая Пурга Малопургинского района УР в действиях Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» выявлены нарушения действующего законодательства. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду установлено Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ). В соответствии с положениями ст. 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие, в том числе, оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21). В соответствии с п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что обязанностью собственника земельного участка и лица не являющимися собственником земельного участка, является не допущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, а также иное негативное воздействие на почвы. Прокуратурой Малопургинского района УР 20.09.2022 года, на основании решения о проведении проверки от 14.09.2022 года № 75, осуществлен осмотр мест сбора ТКО на территории с. Малая Пурга Малопургинского района УР, в ходе которого установлено следующее. На территории, прилегающей к дому <адрес> размещен контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. Твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод под бункером отсутствует, бункер размещен непосредственно на земле, отсутствуют ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов. Вместе с тем, возле контейнера непосредственно на земле расположены складированные отходы в виде ветвей, травянистой растительности, полиэтиленовых пакетов с мусором и др. Данные виды отходов сброшены вне отведенного и непредусмотренного для данных целей земельном участке, непосредственно на почву. Собственника отходов установить не представилось возможным. В соответствии с разделом III Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» уполномоченным органом ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Соответствующий реестр утвержден постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436, однако в данном перечне отсутствует место накопления ТКО на территории, прилегающей к дому <адрес>. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение, а если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Земельный участок, на которых размещены отходы, относится к землям поселений (земли населенных пунктов). Соответственно, субъектом, ответственным за данный земельный участок является Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики». Таким образом, в данном случае Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» нарушены требования п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21, ст. 42 ЗК РФ. Исходя из анализа приведенных норм Закона № 131-ФЗ, определяющих правовой статус и полномочия Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», следует, что Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», обязана надлежащим образом организовать работу в указанной сфере. В связи с тем, что Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» не организовала должным образом строительство контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а также допустило размещение несанкционированных свалок на землях поселений с. Малая Пурга Малопургинского района УР хотя при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей у Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» имелась возможность для соблюдения требований закона. Вследствие ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления района своих обязанностей по организации строительства контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 и сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей поселения, негативного воздействия на природную среду, почву, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду. В результате неисполнения администрацией указанной обязанности нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан на их благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Просит возложить на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», обязанность: в течение месяца после вступлению в законную силу судебного решения, внести в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малопургинского района утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436 место накопления ТКО расположенное на территории, прилегающей к дому <адрес>; в течение месяца после вступления в законную силу судебного решения, выполнить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки расположенной на территории, прилегающей к дому <адрес>; в срок до 31.12.2023 года организации строительство контейнерной площадки, на территории, прилегающей к дому <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Определением Малопургинского районного суда УР от 09.01.2023 года в качестве соответчика привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Малопургинская центральная сельская управа».
В последующем представитель истца помощник прокурора Малопургинского района УР Вахрушев Г.А. представил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит возложить:
- На муниципальное бюджетное учреждение «Малопургинская центральная сельская управа» ОГРН: 1221800023796 обязанность: в течение месяца после вступлению в законную силу судебного решения, внести в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малопургинского района утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436 место накопления ТКО расположенное на территории, прилегающей к дому <адрес>; в течение месяца после вступлению в законную силу судебного решения, выполнить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому <адрес>; в срок до 31.12.2023 года организовать строительство контейнерной площадки, на территории, прилегающей к дому <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.;
- На администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» ОГРН: №, возложить обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, осуществляемых муниципальным бюджетным учреждением «Малопургинская центральная сельская управа» ОГРН: № по: внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малопургинского района утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436 место накопления ТКО расположенное на территории, прилегающей к дому <адрес>; по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому <адрес>; строительству контейнерной площадки, на территории, прилегающей к дому <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании:
Представитель истца помощник прокурора Малопургинского района УР Вахрушев Г.А. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков Администрации МО «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики», МБУ «Малопургинская центральная сельская управа» Вершинин И.Б. с уточненными исковыми требованиями согласен.
Исследовав позицию истца, материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой района по результатам проведенной проверки по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в надлежащем состоянии на территории с. Малая Пурга Малопургинского района УР в действиях Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» выявлены нарушения действующего законодательства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду установлено Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие, в том числе, оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что обязанностью собственника земельного участка и лица не являющимися собственником земельного участка, является не допущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, а также иное негативное воздействие на почвы.
Прокуратурой Малопургинского района УР 20.09.2022 года, на основании решения о проведении проверки от 14.09.2022 года № 75, осуществлен осмотр мест сбора ТКО на территории с. Малая Пурга Малопургинского района УР, в ходе которого установлено следующее. На территории, прилегающей к дому <адрес> размещен контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. Твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод под бункером отсутствует, бункер размещен непосредственно на земле, отсутствуют ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов.
Вместе с тем, возле контейнера непосредственно на земле расположены складированные отходы в виде ветвей, травянистой растительности, полиэтиленовых пакетов с мусором и др. Данные виды отходов сброшены вне отведенного и непредусмотренного для данных целей земельном участке, непосредственно на почву. Собственника отходов установить не представилось возможным.
В соответствии с разделом III Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» уполномоченным органом ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Соответствующий реестр утвержден постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436, однако в данном перечне отсутствует место накопления ТКО на территории, прилегающей к дому <адрес>.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение, а если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Земельный участок, на которых размещены отходы, относится к землям поселений (земли населенных пунктов). Соответственно, субъектом, ответственным за данный земельный участок является МБУ «Малопургинская Центральная сельская Управа».
Согласно п. 2.3.5 Устава МБУ «Малопургинская центральная сельская управа» утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 23.11.2022 № 1384 (далее - Устав), МБУ «Малопургинская центральная сельская управа» обеспечивает содержание, ремонт, строительство (реконструкция) контейнерных площадок, находящихся на территории обслуживания сельской управы.
Пунктом 1.7 Устава установлено, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в данном случае МБУ «Малопургинская центральная сельская управа» нарушены требования п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21, ст. 42 ЗК РФ.
Установлено, что на территории, прилегающей к дому <адрес> размещен контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. Твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод под бункером отсутствует, бункер размещен непосредственно на земле, отсутствуют ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Малопургинского района УР (ИНН №) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Малопургинская центральная сельская управа» ОГРН: №:
- в течение месяца после вступлению в законную силу судебного решения, внести в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малопургинского района утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436 место накопления ТКО расположенное на территории, прилегающей к дому <адрес>;
- в течение месяца после вступлению в законную силу судебного решения, выполнить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому <адрес>;
- в срок до 31.12.2023 года организовать строительство контейнерной площадки, на территории, прилегающей к дому <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» ОГРН: № по обеспечению финансирования мероприятий, осуществляемых муниципальным бюджетным учреждением «Малопургинская центральная сельская управа» ОГРН: №:
- по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малопургинского района утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» от 21.04.2022 № 436 место накопления ТКО расположенное на территории, прилегающей к дому <адрес>;
- по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому <адрес>;
- по строительству контейнерной площадки, на территории, прилегающей к дому <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме через Малопургинский районный суд УР. Решение изготовлено в окончательной форме 31 января 2023 года.
Председательствующий: Т.В. Прохорова