Решение по делу № 2-638/2016 ~ М-628/2016 от 30.09.2016

№ 2-637-2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сковородино 28 октября 2016 года

Сковородинский районный суд Амурской области

в составе

председательствующего судьи Тарасовой И.В.,

при секретаре Прошиной С.В,

с участием старшего помощника прокурора Сковородинского района Дидика А.А.,

представителя ответчика главы Тахтамыгдинского сельсовета Фёдорова А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с.Тахтамыгда Сковородинского района Амурской области, к администрации Тахтамыгдинского сельсовета об обязании разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения,

установил:

Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей с.Тахтамыгда Сковородинского района Амурской области, обратился в суд с иском к администрации Тахтамыгдинского сельсовета об обязании разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения.

В обоснование предъявленных требований в поданном в суд исковом заявлении указал, что прокуратурой Сковородинского района во исполнение поручения прокуратуры Амурской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления градостроительного законодательства.

В ходе проверки установлено следующее.

На основании пп. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В силу ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В соответствии с положениями ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Ст. 25 ГрК РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в установленном законом порядке федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст.18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (ч. 5 ст.45 ГрК РФ).

Частью 6 ст. 18 ГрК РФ установлено, что представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования
территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его
комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской
Федерации, документами территориального планирования субъекта
Российской Федерации, документами территориального планирования
муниципального района не предусмотрено размещение объектов
федерального значения, объектов регионального значения, объектов
местного значения муниципального района на территории этого поселения.

В соответствии с положениями ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления; решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки, согласно ч. 5 ст. 31 ГрК РФ, принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка, и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

На основании ч. 3 ст. 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно п. 1.4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» положения ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на межселенных территориях муниципальных районов до 30.06.2013, к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территориях городских поселений и городских округов до 31.12.2013, на территориях сельских поселений до 01.06.2014.

По смыслу указанных норм законодательства, при отсутствии правил землепользования и застройки на территориях сельских поселений до 01.06.2014 не допускается выдача разрешений на строительство, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Однако в нарушение вышеуказанных норм, администрацией Тахтамыгдинского сельсовета не проведена подготовка документации по планировке территории на основании генерального плана поселения. Вместе с тем, решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана представительным органом местного самоуправления сельского поселения на основании ч. 6 ст. 18 ГрК РФ не принято.

В ходе проверки установлено, что администрацией Тахтамыгдинского сельсовета не подготовлен проект генерального плана поселения, с Правительством Амурской области не согласован, Тахтамыгдинским Советом народных депутатов не утвержден. Проект правил землепользования и застройки поселения также не подготовлен, с Правительством Амурской области не согласован, Тахтамыгдинским Советом народных депутатов не утвержден.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района неоднократно вносились представления об устранении нарушений закона (от 23.05.2014 , от 02.10.2015 , от 26.05.2016 ), по результатам рассмотрения которых администрацией Тахтамыгдинского сельсовета мер по устранению указанных нарушений не принято.

Таким образом, непринятие генерального плана поселения и правил землепользования и застройки влечет нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, просит суд обязать муниципальное образование администрацию Тахтамыгдинского сельсовета разработать генеральный план поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения.

В подготовке к судебному разбирательству старший помощник прокурора Дидик А.А. уточнил исковые требования, просит суд обязать муниципальное образование администрацию Тахтамыгдинского сельсовета разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения в срок до 01 мая 2017 года.

В судебном заседании старший помощник прокурора Дидик А.А. поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика глава Тахтамыгдинского сельсовета Фёдоров А.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, однако просит суд увеличить срок для разработки генерального плана поселения и правил землепользования и застройки поселения и направления в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения до 01 сентября 2017 года.

Выслушав позицию заместителя прокурора,заслушавпредставителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Документом территориального планирования поселения является генеральный план поселения (ст. 18 указанного Кодекса).

Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации

правила землепользования и застройки- документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок разработки, согласования и утверждения вышеуказанной документации регламентирован Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, которым в силу п. 1 ст. 18 ГрК РФ является генеральный план поселения.

Согласно ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При этом, исходя из положений ст. ст. 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможно разработка правил землепользования и застройки при отсутствии генерального плана.

В соответствии с ч.6 ст.18 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

В силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждено представленными документами, что проведенной проверкой прокуратурой Сковородинского района выявлено, что в Тахтамыгдинском сельсовете не разработаны и не утверждены генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в частности с 01 июня 2014 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, которое дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Невыполнение этой работы с учетом вышеуказанных запретов на принятие юридически значимых решений создаст препятствия для развития территории и осуществления хозяйственной деятельности, четкой регламентации землепользования и застройки, будет способствовать возникновению земельных споров, нецелевому и самовольному использованию земель, незаконному строительству, что нарушает жилищные и земельные права жителей поселения.

Прокуратурой Сковородинского района по данному вопросу внесены представления об устранении нарушений закона, а именно 23 мая 2014 года, 02 октября 2015 года, 26 мая 2016 года, однако конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона администрацией Солнечного сельсовета приняты не были.

Данное обстоятельства подтверждаются представленными суду письменными доказательствами, а именно представлениями от 23.05.2014 , от 02.10.2015 , от 26.05.2016 , а также ответами администрации на внесенные представления, которые содержат сведения о том, что в каждом случае администрация признавала представление обоснованным.

В судебном заседании из позиции ответчика и представленных документов установлено, что генеральный план поселения, правила землепользования и застройки на день рассмотрения иска не разработаны.

Также установлено, что решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана представительным органом местного самоуправления сельского поселения на основании ч.6 ст.18 ГрК РФ не принималось; соглашение с органом местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, в частности подготовки проекта генерального плана поселения и подготовки правил землепользования и застройки поселения, не заключалось.

Таким образом, требование прокурора об обязании администрации Солнечного сельсовета разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения основано на законе и подлежит удовлетворению.

Разработанный генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения для рассмотрения вопроса об их утверждении подлежит направлению в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов в связи со следующим.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ).

Законом Амурской области № 413-ОЗ от 03 октября 2014 года за сельскими поселениями области закреплен, в том числе, вопрос, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Амурской области от 05.12.2006 N 259-ОЗ (ред. от 22.09.2016) "О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 16.11.2006) утверждение правил землепользования и застройки поселений, а также утверждение подготовленной на основании генеральных планов поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесено к полномочиям поселений (часть 1 статьи 9 названного Закона).

Согласно частям 1,2 статьи 25 Закона Амурской области от 05.12.2006 N 259-ОЗ органы местного самоуправления поселений и городских округов области осуществляют территориальное планирование посредством подготовки генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, предложений о внесении изменений в генеральные планы, а также посредством представления и реализации предложений о подготовке распространяющих свое действие на территорию соответствующих поселений документов территориального планирования муниципальных районов (в случае генеральных планов поселений), о подготовке документов территориального планирования области, в том числе путем совместной подготовки документов территориального планирования области, муниципальными районами, а также поселениями и городскими округами в составе области.

Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа.

Законом предусмотрено, что генеральный план, в том числе внесение в него изменений, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа (часть 25 статьи 28 Закона Амурской области от 05.12.2006 N 259-ОЗ).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что иск прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с.Тахтамыгда Сковородинского района Амурской области, к администрации Тахтамыгдинского сельсовета об обязании разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения подлежит удовлетворению.

С учетом позиции представителя ответчика и старшего помощника прокурора, не возражавшего против установления срока для исполнения заявленных прокурором требований до 01 сентября 2017 года, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения до 01сентября 2017 года.

Руководствуясь ст. 194-198, ст. 264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с.Тахтамыгда Сковородинского района Амурской области, к администрации Тахтамыгдинского сельсовета об обязании разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения удовлетворить.

Обязать администрацию Тахтамыгдинского сельсовета разработать генеральный план поселения и правила землепользования и застройки поселения и направить в Тахтамыгдинский Совет народных депутатов для рассмотрения вопроса об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки поселения в срок до 01 сентября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 01 ноября 2016 года.

Председательствующий: И.В. Тарасова

1версия для печати

2-638/2016 ~ М-628/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сковородинского района в интересах НКЛ
Ответчики
Администрация Тахтамыгдинского сельсовета
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Тарасова И.В.
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
30.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2016Передача материалов судье
03.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее