Дело № 2-555/2023
УИД 45RS0006-01-2023-000651-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 10 октября 2023 г.
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Корепановой Т.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Каргапольского района Васильева А.Д.,
представителя ответчика Патраковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каргапольского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,
у с т а н о в и л:
Прокурор Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Каргапольского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере профилактики терроризма и соблюдения требований законодательства к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов в деятельности Администрации Каргапольского муниципального округа, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что Постановлением Администрации Каргапольского муниципального округа от 9 ноября 2022 г. № 416 утвержден перечень мест массового пребывания людей, расположенных на территории Каргапольского муниципального округа, к которым относится: Ландшафтный парк р.п. Каргаполье. На объект массового пребывания людей 30 ноября 2016 г. составлен паспорт безопасности и присвоена 3 категория опасности.
Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Постановление № 272) актуализация паспорта безопасности осуществляется не реже одного раза в 3 года.
В силу п. 23 Постановления № 272 места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения. Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Кроме того, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (п. 30 Постановления № 272).
В нарушение указанных требований объект массового пребывания людей Ландшафтный парк р.п. Каргаполье не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией, кроме того, на объекте не обеспечено архивирование и хранение данных с видеонаблюдения в течение 30 дней.
Помимо того, в нарушение подп. «и» п. 23 Постановления № 272 ответственное лицо за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации не назначено. Невыполнение требований по антитеррористической безопасности по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Просит суд, обязать Администрацию Каргапольского муниципального округа Курганской области обеспечить антитеррористическую защищенность объекта Ландшафтный парк р.п. Каргаполье расположенного по адресу: ул. Горького, д. 28, р.п. Каргаполье, Каргапольский муниципальный округ, а именно: оборудовать системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать Администрацию Каргапольского муниципального округа Курганской области обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности Ландшафтного парка в р.п. Каргаполье в срок до 31 марта 2024 г.
Представитель истца при рассмотрении дела в порядке положения ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнил. Просил суд, обязать Администрацию Каргапольского муниципального округа Курганской области в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить антитеррористическую защищенность объекта Ландшафтный парк р.п. Каргаполье расположенного по адресу: ул. М. Горького, д. 28, р.п. Каргаполье, Каргапольский муниципальный округ, а именно: оборудовать системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Уточненные исковые требования были приняты судом.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Васильев А.Д. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Каргапольского муниципального округа Курганской области Патракова М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
В соответствии со статьей 4 указанного выше Федерального закона, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
Вопросы профилактики экстремизма в силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 37 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Требования).
Согласно пункту 5 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
В соответствии с пунктом 14 Требований, на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (пункт 16 Требований).
Согласно пункту 19 Требований, актуализация паспорта безопасности осуществляется не реже одного раза в 3 года.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами (подпункт "д" пункта 21 Требований).
В соответствии с п. 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации)(пункт 30 Требований).
Согласно п. 31 Требований, система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей (п. 32 Требований).
В соответствии с пунктом 22 Требований, срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.
Материалами дела установлено, что в декабре 2022 г. прокуратурой Каргапольского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере профилактики терроризма и соблюдения требований законодательства к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов в деятельности Администрации Каргапольского муниципального округа.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что Постановлением Администрации Каргапольского муниципального округа от 9 ноября 2022 г. № 416 утвержден перечень мест массового пребывания людей, расположенных на территории Каргапольского муниципального округа, к которым относится: Ландшафтный парк р.п. Каргаполье (л.д. 10-11).
На указанный объект массового пребывания людей 30 ноября 2016 г. составлен паспорт безопасности и присвоена 3 категория опасности.
В нарушении указанных выше Требований, актуализация паспорта не проведена, на объекте массового пребывания - Ландшафтный парк не обеспеченно архивирование и хранение данных с видеонаблюдения с течение 30 дней, не оборудована система оповещения и управления эвакуацией, не назначено ответственное лицо за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, в связи с чем 20 декабря 2022 г. в адрес Главы Администрации Каргапольского муниципального округа было вынесено Представление об устранении нарушения закона (л.д. 4-7).
Из ответа на представление от 20 января 2023 г. следует, в связи с преобразованием Администрации Каргапольского района в Каргапольский муниципальный округ с сентября 2022 г. полномочия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей стала осуществлять Администрация Каргапольского муниципального округа. 9 ноября 2022 г. принято постановление об утверждении перечня мест массового пребывания людей. В настоящее время Администрацией округа согласовывается вопрос создания межведомственной комиссии по категорированию мест массового пребывания людей. После проведения в установленном порядке процедуры категорирования будут оформляться новые порта безопасности данных мест. С целью обеспечения оповещения граждан в местах массового пребывания (здание Администрации, площадь, ландшафтный парк) на здании МУП 24-Канал по адресу: р.п. Каргаполье, ул. Калинина, 39, установлена сирена С-40 с радиусом действия 800 метров. Кроме того, для мобильного оповещения у Администрации Каргапольского муниципального округа имеется 2 электромегафона, используются служебные автомобили МО МВД России «Каргапольский» с громкоговорителями. Также в 2023 году в соответствии с муниципальной программой планируется установка системы оповещения в здании Администрации Каргапольского муниципального округа, на данные цели в бюджете округа запланировано 30 000 рублей. На территории всех мест массового пребывания установлены видеокамеры, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки, пульт управления камерами расположен в ЕДДС Каргапольского муниципального округа, где происходит архивирование и хранение данных в течение установленного срока - 30 дней. В настоящее время проводится разработка нормативной правовой базы для формирования межведомственной комиссии в Каргапольском муниципальном округе и организации ее работы, так как необходимо сформировать новый состав комиссии в соответствии со структурой Администрации Каргапольского муниципального округа, определить круг должностных лиц, ответственных за данное направление деятельности (л.д. 8,9).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств выполнения работ по оборудованию системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, представителем ответчика, не представлено.
Из акта проверки состояния антитеррористической защищенности места пребывания людей «Ландшафтный парк» от 3 апреля 2023 г., составленного по результатам осмотра межведомственной комиссией, следует, что антитеррористическая защищенность места массового пребывания людей (далее - АТМ ММПЛ) на указанном объекте частично не соответствует требованиям, предъявляемым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272.
Паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей - Ландшафтный парк р.п. Каргаполье, ул. М. Горького, 28, утвержден (актуализирован) и согласован 24 апреля 2023 г. (л.д. 24- 32).
Из п. 13 Паспорта следует, что в целях совершенствования АТМ необходима установка системы оповещения и управления эвакуацией, которая должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Срок исполнения - 2024 г.; установка двух дополнительных камер видеонаблюдения. Срок исполнения 2025 г.; прогнозируемое финансирование мероприятий- 150000 руб.
Из отзыва представителя ответчика следует, что денежные средства будут запланированы в бюджете Каргапольского муниципального округа на 2024 год в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Каргапольском муниципальном округе на 2023-2025 годы».
В силу ст. 1 ФЗ от 17 января 1991 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Доказательств выполнения работ по оборудованию системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, представителем ответчика, не представлено.
Суд, исследуя представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие системы оповещения управления эвакуацией не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда для Администрации Каргапольского муниципального округа Курганской области по выполнению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности до 31 декабря 2024 г., который считает достаточным, реальным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Каргапольского района Курганской области (ИНН 4501031303) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каргапольского муниципального округа Курганской области (ИНН 4500003134) о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Каргапольского муниципального округа Курганской области обязанность в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить антитеррористическую защищенность объекта Ландшафтный парк, расположенного по адресу: ул. М. Горького, д. 28, р.п. Каргаполье, Каргапольский муниципальный округ, Курганская область, а именно: оборудовать системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2023
Судья Н.С. Киселева