Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-379/2024 ~ М-343/2024 от 03.06.2024

Дело № 2-379/2024

УИД24RS0055-01-2024-000679-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2024 года г. Уяр

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Приваловой О.В.,

при секретаре Филатовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соболевой Татьяны Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпускных и денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Соболева Т.Н. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпускных и денежной компенсации морального вреда.

В исковом заявлении требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в МИФНС №16 по Красноярскому краю, МИФНС №7 по Красноярскому краю, МИФНС №16 по Красноярскому краю, МИФНС №8 по Красноярскому краю в период с 01.03.2005 года по 31.10.2023 года. В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 15.08.2022 года №ОБ-2.1-02/100 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю» МИФНС №7 по Красноярскому краю с 28.11.2022 года реорганизована путем присоединения к МИНФС №8 по Красноярскому краю. На основании служебного контракта № 96 от 28.11.2022 года проходила службу в должности <данные изъяты> МИФНС №8 по Красноярскому краю с 28.11.2022 года по 01.11.2023 года. 01.11.2023 года служебный контракт расторгнут по инициативе государственного служащего. В период с 10.07.2023 года по 30.07.2023 года Соболевой Т.Н. был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 21 день. В период с 02.10.2023 года по 10.10.2023 года Соболевой Т.Н. был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 9 дней. После увольнения выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 42 дня. Однако при расчете выплат не были учтены в полном объеме начисления в виде материальной помощи, премий и материального стимулирования, выплаченные за расчетный период. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 5 000 рублей. Также в связи с нарушением работодателем срока выплаты причитающихся работнику денежных средств просит взыскать компенсацию в порядке ст. 236 ГК РФ. С учетом заявления об уменьшении исковых требований, просит взыскать с МИФНС № 8 по Красноярскому краю в свою пользу: денежную сумму в размере 33 596 рублей 62 копейки, в том числе: 973 рубля 37 копеек недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, 19 005 рублей 63 копейки недоплаченные отпускные за период с 10.07.2023 года по 30.07.2023 года, 2 220 рублей 12 копеек недоплаченные отпускные за период с 02.10.2023 года по 10.10.2023 года, 6 397 рублей 50 копеек компенсацию за нарушение срока выплат, 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

Истец Соболева Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Межрайонной Инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление представитель Копцева С.В. исковые требования не признала, пояснила, что суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете оспариваемых выплат ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Доводы о взыскании компенсации морального вреда считает необоснованными. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004 г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч.2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.13ст.46 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания.

Часть 3 статьи 51 ФЗ от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07. 2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта Р пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа от 01.03.2005 года № Соболева Т.Н. принята на должность <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России № 16 по Красноярскому краю заключен служебный контракт от 13.08.2005 года.

Приказом № от 10.01.2012 года Соболева Т.Н. переведена и назначена на должность государственной гражданской службы <данные изъяты> с 01 января 2012 года.

В соответствии с приказом от 28.11.2022 года № Соболева Т.Н. в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 8 назначена на должность <данные изъяты> ТОРМ г.Заозерный Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю, заключен служебный контракт от 28.11.2022 года.

В соответствии с приказом от 24.10.2023 года № служебный контракт от 28.11.2022 с Соболевой Т.Н. был расторгнут. Соболева Т.Н. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы РФ 30.10.2023 года по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе».

В связи с увольнением Соболевой Т.Н. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 42 календарных дня.

На основании приказа УФНС России по Красноярскому краю от 15.08.2022 года № ОБ-2.1-02/100 Межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю прекратила деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 8 но Красноярскому краю является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России № 7 Красноярскому краю.

Согласно сведениям в расчетных листах и в расчете задолженности, предоставленном ответчиком, за период с июля 2022 года по май 2023 года общая сумма средств материального стимулирования полученных Соболевой Т.Н. составила 318 209,13 рублей.

В соответствии с п. 9 служебного контракта истца денежное содержание денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, иных надбавок, районный коэффициент, территориальный коэффициент, ежемесячное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

В период с 10.07.2023 года по 30.07.2023 года Соболевой Т.Н. был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 21 день, выплаченное работодателем денежное содержание государственного служащего за указанный период составило 50 591,52 рублей.

В период с 02.10.2023 года по 10.10.2023 года Соболевой Т.Н. был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 9 дней, выплаченное работодателем денежное содержание государственного служащего за указанный период составило 22 550,40 рублей.

В соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении истцу начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 42 дня в размере 118 993,56 рублей.

Согласно уточненному иску истца, недоплаченная сумма содержания за период отпуска с 10.07.2023 года по 30.07.2023 года составляет 19 005,63 рубля, недоплаченная сумма содержания за период отпуска с 02.10.2023 года по 10.10.2023 года составляет 2 220,12 рублей, недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 973,37 рублей.

Данные суммы полностью совпадают с расчетом, предоставленным ответчиком.

Таким образом, судом за основу принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, более того, он совпадает с уточнёнными исковыми требованиями истца.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы суд приходит к следующему.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, предусмотренные ст. 236 ТК РФ проценты (денежная компенсация), подлежащие уплате работодателем в случае несоблюдения им установленного срока выплаты причитающихся работнику денежных средств или выплаты их в установленный срок не в полном размере, являются мерой материальной ответственности работодателя, призванной компенсировать работнику негативные последствия нарушения работодателем его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и тем самым отвечающей предназначению данного вида ответственности как элемента механизма защиты указанного права работника.

Частью 6 ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с п.п.5.4 Трудового договора заработная плата выплачивается каждые полмесяца (два раза в месяц): последнего числа текущего месяца выплачивается первая часть заработной платы (аванс); 15-го числа месяца, следующего за отчетным, производится полный расчет по заработной плате.

Поскольку ответчик полагающиеся выплаты своевременно истцу не перечислил, требования о взыскании компенсации за нарушение срока выплат являются законными и обоснованными.

В данном случае судом также за основу принимается расчет, предоставленный стороной ответчика, поскольку он является арифметически верным, данный расчет судом проверен, признан правильным и обоснованным, также он совпадает с уточнёнными исковыми требованиями истца.

Таким образом, компенсация за задержку выплаты денежного содержания за период отпуска с 10.07.2023 года по 30.07.2023 года составляет 5 602,91 рубль, компенсация за задержку выплаты денежного содержания за период отпуска с 02.10.2023 года по 10.10.2023 года составляет 582,69 рублей, компенсация за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск составляет 211,90 рублей, а всего 6 397,50 рублей.

Разрешая требования истца в части компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», установив нарушение прав истца при расчете при увольнении, учитывая фактические обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соболевой Татьяны Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по оплате отпускных и денежной компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю (ИНН 2450020000) в пользу Соболевой Татьяны Николаевны, <данные изъяты>, денежную сумму в размере 33 596 рублей 62 копейки, в том числе: 973 рубля 37 копеек недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, 19 005 рублей 63 копейки недоплаченные отпускные за период с 10.07.2023 года по 30.07.2023 года, 2 220 рублей 12 копеек недоплаченные отпускные за период с 02.10.2023 года по 10.10.2023 года, 6 397 рублей 50 копеек компенсация за нарушение срока выплат, 5 000 рублей компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий:                  Привалова О.В.

2-379/2024 ~ М-343/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соболева Татьяна Николаевна
Ответчики
МИФНС № 8 по Красноярскому краю
Суд
Уярский районный суд Красноярского края
Судья
Привалова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
uyar--krk.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.07.2024Предварительное судебное заседание
22.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее