дело № 2-1220/2022
УИД 39RS0020-01-2022-001262-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2022 г. гор. Светлогорск
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Севодиной О.В., при секретаре Гавриленко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Шлемовой НН.В. о понуждении предоставить доступ в нежилое помещение для проведения проверки
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в Светлогорский городской суд Калининградской области с иском к Шлемовой Н.В. об обязании предоставить доступ в нежилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> <№> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования помещения.
В обоснование требований указано, что в адрес Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области поступило обращение о возможных фактах нарушения жилищного законодательства по адресу: <Адрес> <№>
<Дата> Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в адрес собственника вышеуказанного нежилого помещения были направлены информационные письма № <№> о необходимости предоставления доступа в принадлежащее на праве собственности нежилое помещение <Дата> в 15.00 час.
Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области <Дата> к 15.00 час. прибыло к жилому дому. Однако доступ в помещение предоставлен не был.
В связи с чем, проверить обоснованность доводов поступившего обращения на предмет нарушения порядка проведения переустройства и перепланировки нежилого помещения не представилось возможным, о чем ведущим консультантом второго отдела технического надзора департамента жилищного контроля и надзора Министерства был составлен акт выезда на место от <Дата>.
Поскольку самовольно произведенное переустройство нежилого помещения может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, Министерству необходимо разрешение на проникновение в помещение без согласия собственника с целью реализации своих полномочий предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов, проживающих в МКД граждан.
Представитель Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заказное письмо, направленное в адрес ответчика, возвращено отправителю с отметкой «истек срок хранения».
Суд, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилыхпомещенийв жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации (пункт 1.10 указанных Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещенийв многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещениявнежилоепомещениев многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещенийв многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещенийв многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещенийв многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещенийв наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию по отдельным видам регионального государственного контроля (надзора) на территории Калининградской области, а также координирующим деятельность органов исполнительной власти Калининградской области, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) (пункт 1 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от <Дата> <№>).
Министерство обладает следующими полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, а именно: на осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных «в» соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещенийв многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещениявнежилоепомещениев многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещенийв многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещенийв многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональные операторы), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещенийв многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещенийв наемных домах социального использования (далее - обязательные требования в жилищной сфере) нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
Из материалов дела следует, что Шлемова Н.В. с <Дата> является собственником нежилого помещения <№>, расположенного в <Адрес> в <Адрес> (л.д. 9-13).
<Дата> собственники жилых помещений вышеуказанного МКД обратились в Светлогорскую межрайонную прокуратуру с жалобой на незаконные действия собственников подвальных нежилых помещений, которые проводят ремонт помещений с целью переоборудования их в жилые помещения. Ремонтные работы ведутся без соблюдения технический условий и расчета нагрузок, в связи с чем в МКД происходят регулярные перепады напряжения. Кроме того, был ограничен свободный доступ к транзитным инженерным коммуникациям. Жители дома просили обязать собственников подвальных помещений соблюдать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (л.д. 8).
Межрайонным прокурором Светлогорской межрайонной прокуратуры данная жалоба на основании части 3 статьи 8 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» была перенаправлена в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (л.д. 7).
<Дата> Министерством собственнику нежилого помещения по адресу регистрации и нахождения помещения были направлены заказные письма, в которых последнему предложено предоставить доступ в помещение для проведения обследования на предмет выявления факта самовольной перепланировки и/или переустройства <Дата> в 15.00 час. (л.д. 13-18).
Как указано в исковом заявлении, <Дата> в 15-00 доступ в нежилое помещение Шлемовой Н.В. предоставлен не был, о чем составлен акт (л.д. 19).
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, вправе требовать допуска в жилое и нежилоепомещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.
Заявленные истцом требования направлены на создание условий для доступав принадлежащее ответчику нежилоепомещение в целях проведения (по соответствующему обращению) осмотра и выявления наличия либо отсутствия нарушений перепланировки и переустройства нежилого помещения, при этом ответчик добровольно в определенный истцом срок доступв указанные нежилоепомещение не обеспечил.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - удовлетворить.
Обязать Шлемову Н.В. предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в нежилое помещение <№>, расположенное по адресу: <Адрес>, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования нежилого помещения.
Взыскать со Шлемовой НН.В. в доход местного бюджета гор. Светлогорска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено <Дата>
Судья: О.В. Севодина