Изготовлено 15.07.2024 г.
Дело № 2-1418/2024
УИД: 76RS0015-01-2024-001868-76
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июля 2024 г. |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кутенева Л.С.,
при секретаре Самохваловой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к КУМИ мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к КУМИ мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, просит возложить на КУМИ мэрии г. Ярославля обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – подземный стальной и полиэтиленовый газопровод низкого давления на участке <адрес>, протяженностью 68,3 м, возложить на департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля обязанность в течение трех месяцев после постановки на учет указанных выше участков газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых объектов организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Ярославля проведен мониторинг бесхозяйных участков газопроводов на территории Ленинского района г. Ярославля, в ходе которого установлено, что на территории Ленинского района г. Ярославля расположен бесхозяйный объект недвижимости (участок газопровода): подземный стальной и полиэтиленовый газопровод низкого давления на участке <адрес>, протяженностью 68,3 м. Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. По данному участку газопровода обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в указанный выше многоквартирный дом. Обращение прокурора в суд связано с непринятием КУМИ мэрии г. Ярославля мер по обращению в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на данный бесхозяйный объект газоснабжения, что может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга лиц.
Представитель истца – ст. помощник прокурора Ковальская О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения согласно иску.
Представители ответчиков КУМИ мэрии г. Ярославля, департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, представитель третьего лица мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, ответчиками представлены письменные отзывы на исковое заявление.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 г. № 42, структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия г. Ярославля.
Согласно ст. 98 Устава г. Ярославля мэрия г. Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ч. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу положений ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ярославля проведен мониторинг бесхозяйных участков газопроводов на территории Ленинского района г. Ярославля.
В ходе мониторинга установлено, что на территории Ленинского района г. Ярославля расположен бесхозяйный объект недвижимости (участок газопровода): подземный стальной и полиэтиленовый газопровод низкого давления на участке <адрес>, протяженностью 68,3 м.
Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. По данному участку газопровода обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в указанный выше многоквартирный дом.
Обращение прокурора в суд связано с непринятием КУМИ мэрии г. Ярославля мер по обращению в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на данный бесхозяйный объект газоснабжения, что может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга лиц.
Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества, указанный газопровод не входит.
В силу п.п. 3.2, 3.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 г. № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает выполнение кадастровых работ с постановкой бесхозяйных объектов на государственный кадастровый учет и направление заявлений о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении уведомлений о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля после получения уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных объектов на содержание и ремонт сроком на один год эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством (п. 2.5 Порядка).
Кроме того, из ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах законности, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритета мер предупреждения терроризма.
Как следует из ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Непринятие органом местного самоуправления своевременных мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан. Газоснабжение сопряжено с повышенным риском возникновения аварий.
В порядке ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С предложенными прокурором сроками суд соглашается, данные сроки отвечают принципам разумности и обоснованности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать КУМИ мэрии г. Ярославля, ИНН 7601000992, ОГРН 1027600684100, в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – подземный стальной и полиэтиленовый газопровод низкого давления на участке <адрес>, протяженностью 68,3 м.
Возложить на департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, ИНН 7601001097, ОГРН 1027600677994, обязанность в течение 3-х месяцев после постановки на учет бесхозяйных недвижимых объектов – подземный стальной и полиэтиленовый газопровод низкого давления на участке улиц <адрес>, протяженностью 68,3 м., организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.С. Кутенев