Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-561/2024 (2-2923/2023;) ~ М-2845/2023 от 22.12.2023

Гражданское дело № 2-561/2024

УИД 68RS0002-01-2023-003628-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Авдеевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Куликовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Тамбовской области к Корябкину В.С. о взыскании полученной социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к Корябкину В.С. о взыскании полученной социальной выплаты, указав, что в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы» управление сельского хозяйства области реализует мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.

Согласно пункту 3.1 Положения о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов право на получение социальных выплат, имеет молодая семья, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также наличие собственных и (или) заемных средств в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

На основании представленных документов в администрацию Первомайского района Тамбовской области Корябкин B.C. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ознакомлен с условиями участия в Подпрограмме, необходимостью сообщения обо всех изменениях, которые могут войти в противоречие с условиями участия в Подпрограмме, и включен в список участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.

12.12.2018 между министерством, Корябкиным B.C. и ООО «Тамбовский бекон» был заключен договор № 88 о предоставлении социальных выплат молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья, согласно которому Корябкин B.C. получил социальную выплату в размере 1 382 472 руб. из которых средства федерального бюджета в размере 1 258049 руб. 52 коп. и средства бюджета Тамбовской области в размере 124422 руб. 48 коп. на приобретение жилого помещения в ***.

В соответствии с пунктом 3.1.3. Договора Корябкин B.C. обязан работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства, то есть до 12.12.2023 г.

На основании пункта 4.4.2. Договора в случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

03.08.2022г. Корябкин B.C. по собственному желанию расторг трудовой договор с ООО «Тамбовский бекон» и не трудоустроился в течение 6 месяцев. Таким образом, Корябкин B.C. нарушил условия предоставления социальной выплаты, установленные Положением и Договором.

Согласно пункту 4.3.6 Договора при несоблюдении вышеуказанных условий министерство вправе расторгнуть в одностороннем порядке Договор с одновременным взысканием средств социальной выплаты с члена молодой семьи (молодого специалиста).

В этой связи министерством было направлено Корябкину B.C. уведомление от 17.04.2023 №01 - 28/1009 о расторжении Договора и о возврате социальной выплаты. До настоящего времени денежные средства на расчетный счет управления не поступили. Просит суд взыскать с ответчика денежные средства социальной выплаты в размере 1 459892 руб., из которых средства федерального бюджета в размере 1 258 049 рублей 52 копейки и средства бюджета Тамбовской области в размере 124 422 рубля 48 копеек, а также проценты на сумму долга в размере 104045,22 руб., в том числе в доход федерального бюджета 9 364,07 руб. и в доход областного бюджета 10404, 52 руб.

В судебном заседании представитель истца Уланова Н.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что ответчик нарушил условия договора, согласно которому он должен трудится в сфере АПК или социальной сфере, находящейся в сельской местности. В 2022г. поступила информация о том, что трудовой договор с Корябкиным В.С. был расторгнут, другой информации о том, что ответчик работает в сфере АПК не поступало.

Ответчик Корябкин В.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что с 08.08.2022г. был переведен на работу в ООО «Русагро-Саратов», который является объектом АПК, с 09.01.2024г. принят на работу в ООО «Тамбовский бекон», где работает по настоящее время. Его рабочее место находится в сельской местности. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи5 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением N 4 к Программе.

Согласно п. 33 Типового Положения право на получение социальных выплат имеет: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.

В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями указанного договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.

Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

В рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы» Министерство сельского хозяйства области реализует мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.

Судом установлено, что 12.12.2018г. между Министерством сельского хозяйства Тамбовской области, ООО «Тамбовский бекон» и Корябкиным В.С. был заключен трехсторонний договор №88 о предоставлении социальных выплат молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья.

Согласно п.3.2.4 Договора работник обязан работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства.

В соответствии с условиями договора Корябкине В.С. получил социальную выплату в размере в размере 1 382 472 руб. из которых средства федерального бюджета в размере 1 258049 руб. 52 коп. и средства бюджета Тамбовской области в размере 124422 руб. 48 коп. на приобретение жилого помещения в сельской местности.

Денежные средства были выделены в установленном порядке и использованы по целевому назначению. Так, 12.04.2018г. между ООО «Строительная компания «Федерация» и ответчиком, а также Храбровой Н.В. (супругой ответчика), действующих за себя и как законные представители за своих малолетних детей: ФИО2 *** г.р., ФИО3 *** г.р., был заключен договор подряда № Фл.52-2018 от 12.04.2018г. Стоимость работ в соответствии с вышеуказанным договором составляла 3 390000 руб., из которых 1 382472 руб. за счет средств госпрограммы и 2 007 528 руб. за счет кредитных средств ПАО Сбербанк. В соответствии с вышеуказанным договором ООО Строительная компания «Федерация» застраивает земельный участок ответчика по адресу: ***, д***, *** зори/ ***, кадастровый номе ***. Перечисление денежных средств госпрограммы в адрес застройщика в размере 1 382472 руб. произведено в соответствии платежным поручением *** от ***.

10.01.2020 г. было зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом присвоен кадастровый ***, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Из записей в трудовой книжке ответчика Корябкина В.С. следует, что он с 24.04.2017г. принят на должность менеджера по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды в отдел ПБОТОС ООО «Тамбовский бекон».

Из информационного письма ООО «Тамбовский бекон» от 22.01.2024г. следует, что в августе 2022 г. руководитель отдела безопасности труда ООО «Тамбовский бекон» Корябкин В.С. был переведен в ООО «Русагро-Саратов» с целью повышения уровня культуры безопасности, получения разрешительной документации в области промышленной и экологической безопасности в масложировом бизнес-направлении Группы Компании «Русагро», а так же повышения квалификации сотрудника, на должность руководителя службы охраны труда и промышленной безопасности. По положительным результатам проведенной работы в декабре 2023 года, было принято решение о переводе Корябкина В.С.а в ООО «Тамбовский бекон» и в 09.01.2024 г. сотрудник занял должность начальника Управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

Группа Компаний «Русагро» — это крупнейший вертикальный агрохолдинг России. "Русагро" занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе. В составе Группы Компании «Русагро» входит большое количество юридических лиц, таких как: ООО «Тамбовский бекон», ООО «Русагро-Саратов», ООО «Русагро-Инвест» и т.д.

В Группе Компаний «Русагро» существует правило, которым предусмотрено перемещение сотрудников между бизнес-направлениями, с целью исполнения производственных задач и повышения квалификации сотрудников.

Согласно сведениям ОСФР по Тамбовской области ответчик Корябкин В.С. работал в ООО «Тамбовский бекон» в период с января 2018г. по август 2022г. и в ООО «Русагро-Саратов» с августа 2022г. по декабрь 2023г.

Оценивая полученные доказательства с учетом их относимости, достоверности и допустимости в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что ответчик фактически выполнил существенные условия получения социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку жилое помещение ответчиком приобретено в сельской местности, в спорный период и по настоящее время ответчик продолжает трудовую деятельность в сельской местности.

Истребование от получателя социальной выплаты - перечисленных по ней средств за несоблюдение условий предоставления данной выплаты возможно только при условии вины её получателя в допущенном нарушении.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено недобросовестных, противоправных действий со стороны ответчика.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020г. N2-П, принципы правовой определённости и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретённых прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020г. N2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007г. N10-П, от 13 декабря 2016г. N28-П, от 10 марта 2017г. N6-П, от 11 февраля 2019г. N9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020г. N2-П). Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае, не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учёта всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020г. N2-П).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Тамбовской области к Корябкину В.С. о взыскании полученной социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Авдеева

Мотивированное решение суда изготовлено 19 февраля 2024 года.

Судья Н.Ю. Авдеева

2-561/2024 (2-2923/2023;) ~ М-2845/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчики
Корябкин Владимир Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Авдеева Наталия Юрьевна
Дело на странице суда
sud24--tmb.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2024Предварительное судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Дело оформлено
01.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее