Судья: Кузина Н.Н. Дело № 33а-13278/2021
№ 2а-1430/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Сивохина Д.А., Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Туроншоевой М.Ш.,
с участием прокурора Галкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Куйбышевского района г. Самара Самарской области на решение Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 19 июля 2021 г. по административному делу № 2а-1430/2021 по административному иску ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области к Яковенко С.В. об установлении административного надзора,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении осужденного Яковенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обосновании заявленных требований указал, что осужденный Яковенко С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области за совершение тяжкого преступления, освобождается ДД.ММ.ГГГГ. После освобождение проследует к месту жительства по адресу: <адрес> Имеет непогашенную либо не снятую судимость. За период отбывания наказания имеет 19 взысканий, которые не сняты и не погашены сроком давности, поощрений не имеет, вину в совершенном преступлении признает частично, за весь период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка. Содержится в строгих условиях отбывания наказания, на мероприятия воспитательного характера реагирует посредственно. Характеризуется отрицательно, как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания.
На основании изложенного, административный истец просил суд установить в отношении Яковенко С.В. административный надзор сроком на 3 года и следующие административные ограничения: запретить пребывание в определенных местах, а именно: питейных заведениях, посещение баров, ресторанов и иных общественных организаций, осуществляющих продажу алкогольной продукции; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, а именно: с 22.00 час. до 06.00 час, за исключением случаев работы в ночное время и нахождения на стационарном лечении; обязать явкой два раза в месяц с орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 19 июля 2021 г. административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области удовлетворено. В отношении Яковенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, освобождаемого ДД.ММ.ГГГГ установлен административный надзор сроком на 3 (три) года.
В течение срока административного надзора установлены Яковенко С.В. административные ограничения:
- являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, а именно с 22.00 час. до 06.00 час, следующих суток, кроме случаев, связанных с работой;
- запретить посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора, установленного в отношении Яковенко С.В. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения (л.д. 41-43).
В апелляционном представлении прокурор Куйбышевского района г. Самары Самарской области просит решение суда отменить в части установления административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (л.д. 50-52).
В суде апелляционной инстанции прокурор Галкина А.Н. доводы апелляционного представления поддержала.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом (л.д. 78).
Учитывая требования статьи 272 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Прокурор Галкина А.Н. в заключении полагала, что решение суда подлежит отмене в части установления административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, заключение прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» №64-ФЗ от 06.04.2011г., административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» №64-ФЗ от 06.04.2011г. административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Яковенко С.В. отбывает наказание по приговору Первомайского районного суда г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 (6 эп.), с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области, куда прибыл 03.02.2021 из ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Ростовской области. Характеризуется с отрицательной стороны как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. По прибытию в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области помещен в карантинное отделение, откуда распределен в отряд № 9. С персоналом исправительного учреждения корректен, их законные требования выполняет. Отношения в коллективе поддерживает с осужденными отрицательной направленности. Требования правил внутреннего распорядка исправительного учреждения не соблюдает. За период отбывания наказания имеет 19 взысканий, которые не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. Не принимает участия в культурно-массовых мероприятиях, общественной жизни отряда. От исполнения общественных поручений уклоняется. На мероприятия воспитательного характера никак не реагирует, должных выводов для себя не делает. Внешне опрятен, правила личной гигиены соблюдает. С 11.06.2021 отбывает наказание в строгих условиях. На профилактическом учете не состоит. Признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Имеет средне-специальное образование. В ПУ-117 и Школе учреждения не обучается. Не трудоустроен по причине нежелания работать. Участие в работах по благоустройству в порядке, установленном уголовно-исполнительном законодательством, согласно требованиям ст. 106 УИК РФ принимает, но требует контроля администрации. Вину в совершенном преступлении признает частично. Исполнительных листов в исправительное учреждение не поступало. Отношения с родственниками поддерживает посредством установленным законодательством.
Таким образом, Яковенко С.В. осужден за совершение тяжкого преступления, имеет непогашенную и неснятую судимость. Срок окончания отбывания наказания истек ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Яковенко С.В. административного надзора сроком на 3 года.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В силу ч. 3. ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Судебная коллегия не может согласиться с установлением в отношении Яковенко С.В. такого административного ограничения, как запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Так, судом первой инстанции ограничение в виде запрета на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, фактически установлено произвольно, поскольку, как верно указано в апелляционном представлении, приговор Первомайского районного суда г. Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-38), не содержит данных о том, что преступления совершались Яковенко С.В. в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств того, что Яковенко С.В. злоупотреблял спиртными напитками до осуждения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает нецелесообразным для социализации ответчика после освобождения из мест лишения свободы, ограничивать возможность его посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Иные установленные судом административного ограничения являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлены ограничения в виде обязательной явки 2 (два) раза в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.
Количество явок в месяц установлено судом в пределах Федерального закона N 64-ФЗ, с учетом характеристики личности Яковенко С.В., степени общественной опасности совершенного им преступления и направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный ответчик Яковенко С.В. судим за имущественные преступления, в связи с чем, запрет на пребывание административного ответчика вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в определенное время суток, а именно с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев связанных с работой, является обоснованным в целях недопущения антиобщественного поведения.
Судебная коллегия отмечает, что назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинской помощи.
Вышеуказанные меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 19 июля 2021 г. отменить в части установления в отношении Яковенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В остальной части решение Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 19 июля 2021 г. оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: