Судья Буланова Н.А. Дело №
РЕШЕНИЕ
8 июня 2020 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю П.Д.В. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – ДВФУ),
установил:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку П.Д.В. № от 30 октября 2019 года ДВФУ привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 февраля 2020 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С решением судьи не согласилось должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, которое в поданной в Приморский краевой суд жалобе просит об отмене решения судьи, ссылаясь на отсутствие оснований для вывода о повторном привлечении ДВФУ к административной ответственности по одному и тому же факту совершения бездействия. Указывает, что плановые выездные проверки объектов по адресам: г. Владивосток, Народный проспект, 23 и г. Владивосток, ул. Октябрьская, 20 самостоятельны: проведены отдельно в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2019 год, на основании разных распоряжений о проведении плановых выездных проверок, по результатам проверок составлены отдельные акты проверки и выданы различные предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, юридическое лицо было уведомлено о проведении плановых проверок в разное время.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав мнение представителя административного органа Д.А.В., поддержавшей доводы жалобы, и защитника ДВФУ Л.И.В., возражавшего против доводов жалобы и просившего об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к выводу о необходимости отмены решения судьи с направлением соответствующей жалобы на новое рассмотрение.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что 7 октября 2019 года и 16 октября 2019 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Ленинского района города Владивостока проведена плановая выездная проверка в отношении ДВФУ в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Октябрьская, 20, эксплуатируемом учреждением. По результатам указанной проверки, проведенной на основании распоряжения (приказа) органа муниципального контроля о проведении проверки от 9 сентября 2019 года № 139, на данном объекте выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем 16 октября 2019 года составлен соответствующий акт проверки № 139.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ДВФУ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю П.Д.В. и прекращая производство по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из наличия вступившего в законную силу постановления главного государственного инспектора г. Владивостока по пожарному надзору № 0156 от 14 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым ДВФУ подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности, допущенных при эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, Народный проспект, 23.
При этом судья мотивировал свое решение тем, что ДВФУ, допустив нарушение требований пожарной безопасности, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нескольких находящихся в его владении объектах, совершил одно правонарушение, ответственность за которое наступает по указанной норме, но только один раз.
С данными выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ выездная проверка (в том числе плановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Подпунктом 1 части 4 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлено, что в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) указываются наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка может проводиться не только в отношении самого юридического лица, его филиалов и представительств, но и в отношении обособленных структурных подразделений данного юридического лица.
По смыслу законодательства обособленным считается такое структурное подразделение организации, которое территориально обособленно от места нахождения самой организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом признание структурного подразделения организации обособленным производится независимо от отражения факта его создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.
При этом пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, на основании которого проводится проверка, указываются места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка проведена 7 октября 2019 года и 16 октября 2019 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Ленинского района города Владивостока в отношении ДВФУ по адресу фактического осуществления деятельности: г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 20 в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2019 год, и на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Ленинского района г. Владивостока по пожарному надзору С.А.А. № 139 от 9 сентября 2020 года о проведении в период с 20 сентября по 17 октября 2019 года плановой выездной проверки по адресу: г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 20.
Учитывая вышеизложенное, содержание ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год, распоряжения о проведении проверки и акта, составленного по результатам проверки, указанная проверка была запланирована и проведена в отношении обособленного структурного подразделения ДВФУ, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 20, что соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Положения данной нормы неприменимы к обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения ДВФУ к административной ответственности по рассматриваемому делу.
Как следует из постановления главного государственного инспектора г. Владивостока по пожарному надзору № 0156 от 14 октября 2019 года, на наличие которого сослался судья районного суда, оно вынесено по факту нарушения требований пожарной безопасности, допущенного по месту осуществления деятельности другого обособленного подразделения ДВФУ, расположенного по адресу: г. Владивосток, Народный проспект, 23. Данное нарушение было выявлено в результате проведения плановой выездной проверки этого подразделения, запланированной в ежегодном плане проведения плановых проверок на 2019 год отдельно и проведенной на основании иного распоряжения о проведении проверки, а также зафиксированного в другом акте проверки № 147 от 8 октября 2019 года.
При этом сведения о значительной территориальной отдаленности друг от друга подразделений ДВФУ, расположенных по адресам: г. Владивосток, Народный проспект, 23 и ул. Октябрьская, д. 20, позволяет сделать вывод, что они не могут рассматриваться как единый комплекс зданий и сооружений, таким образом являются отдельными обособленными структурными подразделениями ДВФУ.
Учитывая, что ДВФУ вменяются нарушения правил противопожарной безопасности в разных обособленных структурных подразделениях, в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что эти нарушения образуют состав одного административного правонарушения. Соответственно не имеется оснований и для применения положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанные требования судьей районного суда выполнены не в полном объеме, таким образом им допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное обстоятельство является основанием для отмены принятого судьей решения и направления дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, дело об административном правонарушении в отношении ДВФУ подлежит возвращению на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд г. Владивостока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю П.Д.В. – удовлетворить.
Решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 12 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение жалобы защитника ДВФУ Л.И.В. на постановление заместителя начальника ОНД и ПР по г. Владивостоку № 191 от 30 октября 2019 года во Фрунзенский районный суд г. Владивостока.
Судья А.В. Фаленчи