72RS0014-01-2023-008312-87
Дело № 21-373/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 15 ноября 2023 года
Судья Тюменского областного суда Галяутдинова Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного казенного учреждения Тюменской области «Тюменское управление лесами» Горшковой В.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 21 сентября 2023 года, вынесенное по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Николаева ФИО6,
у с т а н о в и л:
Постановлением директора Государственного казенного учреждения Тюменской области «Тюменское управление лесами» (далее – ГКУ ТО «Тюменское управление лесами») Горшковой В.В. от 10.07.2023 № 00167 Николаев А.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32, частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Николаев А.Ю. обратился с жалобой в районный суд, в которой, приводя доводы о его незаконности, просил о его отмене и прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью его вины в административном правонарушении.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 21.09.2023 постановление должностного лица ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» Горшковой В.В. от 10.07.2023 № 00167 в отношении Николаева А.Ю. отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Директор ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» Горшкова В.В. обратилась с жалобой в вышестоящий суд на указанное судебное решение, в которой просит о его отмене, настаивая, что совершение ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено материалами дела.
Николаев А.Ю. в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения дела по жалобе вышестоящим судом он был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, его участие обязательным не признано, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе директора ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» Горшковой В.В., материалы об административном правонарушении в полном объеме, заслушав объяснения представителя ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» ФИО4, настаивавшей на доводах жалобы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <.......> <.......>, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 9 указанных Правил установлен запрет на засорение леса отходами производства и потребления.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ наступает за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе влекут административную ответственность по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от <.......> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <.......> <.......> не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Николаева А.Ю. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, послужило выявление 22 августа 2022 года в 11 часов 45 минут при патрулировании лесов на основании задания от 18.08.2022 № 1802 на территории Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества в квартале 56 выделе 40, 41 (ур. Богандинское), отнесенного к защитным полосам лесов, расположенных вдоль автомобильных дорог и железнодорожных путей, отходов производства и потребления (бетонные блоки, колеса, автошины, строительный мусор, кабины от автомобиля ЗИЛ, металлический лом, пластиковые канистры) на площади 001 га, размещенные Николаевым А.Ю.
Прекращая производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32, ч.32 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении Николаева А.Ю. и отменяя постановление об административном правонарушении, судья районного суда исходил из отсутствия достоверных доказательств, подтверждающих совершений правонарушений Николаевым А.Ю., сославшись на то, что акт осмотра составлен в его отсутствие, в связи с чем относимость имеющихся в деле фотографий к месту правонарушения определить невозможно, сведения о принадлежности участка Николаеву А.Ю., на котором размещены отходы, в материалах дела отсутствуют, объяснение участкового лесничего Утюпина Н.В. не соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам. В связи с чем судья районного суда пришел к выводу о том, что доводы Николаева А.Ю. о невиновности не опровергнуты.
Однако, с данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
По смыслу приведенных положений закона ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32, частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а также за загрязнение лесов отходами производства и потребления несут лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями лесных участков, так и не являющиеся таковыми, и допустившие нарушение правил пожарной безопасности в лесах, загрязнение леса.
В данном случае Николаев А.Ю. привлечен к административной ответственности за размещение отходов производства и потребления на лесном участке, отнесенного к защитным полосам лесов, расположенных вдоль автомобильных дорог и железнодорожных путей.
Обстоятельства выявления размещения отходов производства и потребления на указанном лесном участке 22.08.2022 зафиксированные в акте осмотра от 22.08.2022 и на фототаблице, послужили основанием для составления участковым лесничим Тюменского лесничества ГКУ ТО «Тюменское управление лесами», государственным лесным инспектором Тюменской области Утюпиным Н.В. протокола от 02.09.2022 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32, ч.3 ст. 8.31 КоАП РФ, и привлечения Николаева А.Ю. постановлением должностного лица указанного органа от <.......> <.......> к административной ответственности, установленной указанными нормами.
В связи с данными обстоятельствами Николаеву А.Ю. были вручены требования 02.09.2022, 14.11.2022 о приведении указанного участка в надлежащее состояние в соответствии с действующим законодательством, за неисполнение которых Николаев А.Ю. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.14 КоАП РФ, постановлениями мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 28.12.2022 и от 13.07.2023 соответственно, к предупреждению.
Из объяснений участкового лесничего Тюменского лесничества ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» Утюпина Н.В., осуществлявшего патрулирование лесного участка и выявившего размещение отходов, данных в судебном заседании при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.14 КоАП РФ, и изложенных в постановлении об административном правонарушении от 28.12.2022, следует, что в ходе проверки с участием представителей прокуратуры, Администрации п. Богандинский и Николаева А.Ю. последний пояснял о том, что обнаруженный на указанном лесном участке 22.08.2022 строительный мусор, бетонные блоки, колеса автомашины, кабины от автомобиля «ЗИЛ», металлический лом, пластиковые канистры принадлежат ему. Аналогичного содержания объяснения Утюпина Н.В. от 02.09.2022 приобщены к протоколу об административных правонарушениях по настоящему делу. При этом объяснения от 28.12.2022 Утюпиным Н.В. даны будучи предупрежденным об административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ, о чем представлена подписка последнего по запросу Тюменской областного суда.
При этом вопреки выводам судьи районного суда, в акте осмотра и на фототаблице указаны координаты расположения лесного участка.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу об административном правонарушении, приведенные нормы права и обстоятельства дела не учел, следовательно, содержащийся в обжалуемом решении вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, сделан без учета обстоятельств дела, требований КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем обжалуемое решение судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от <.......> не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно положениям ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии со статьей 4.5 К.АП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32, ч.3 ст. 8.31 КоАП РФ, составляет один год, который на момент рассмотрения жалобы в Тюменском областном суде истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 21.09.2023 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В связи с этим также подлежит отмене постановление должностного лица ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» Горшковой В.В. от 10.07.2023, иное бы ухудшало положение Николаева А.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 10 ░░░░ 2023 ░░░░ № 00167 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.32, ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 8.31 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.