Председательствующий Смольская Т.С. Дело № 7р-1213/2023
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 01 ноября 2023 г.
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Видякина Н.В. на решение судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 22 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярскому крае № 24/4-752-23-ППР/12-24940-И/473 от 11 июля 2023 г. ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Согласно постановлению в ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому привлеченные к оплачиваемому труду в качестве машинистов (кочегаров) осужденные ФИО и ФИО1, не обеспечены перчатками для защиты от повышенных температур, ФИО2., ФИО3., ФИО4., ФИО5 – не обеспечены перчатками с полимерным покрытием, ФИО6 – не обеспечен костюмом от повышенных температур, фартуком из полимерного материала с нагрудником. Осужденные ФИО7 ФИО8, ФИО9., ФИО10., привлеченные к оплачиваемому труду в качестве подсобных рабочих в швейном цехе, не обеспечены перчатками с полимерным покрытием.
Правонарушение выявлено Нижнепойменской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях 12 апреля 2023 года.
Решением судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 22 сентября 2023 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд, защитник Видякин Н.В. просит постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю и решение судьи отменить, на основании ст.4.1.1 КоАП РФ назначить учреждению в качестве наказания предупреждение.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также судебное решение, подлежат изменению по следующим основаниям:
Согласно ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Примечанием к указанной статье установлено, что под средствами индивидуальной защиты в ч.4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В соответствии с ч.1 ст.104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ч.1 ст.212 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Как установлено ст.214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
В обязанности работодателя входит приобретение за счет собственных средств и выдача средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Аналогичные требования были закреплены в п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 года N 290н, действовавших до 31 августа 2023 года.
Согласно п.56 «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утверждённых Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н перчатки для защиты от повышенных температур, костюм для защиты от повышенных температур входят в перечень средств индивидуальной защиты, подлежащих выдаче машинистам (кочегарам) котельной.
Данные средства индивидуальной защиты в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, относятся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (Приложение №4).
Тот факт, машинисты (кочегары) ФИО и ФИО1., не были обеспечены перчатками для защиты от повышенных температур, а ФИО6 не обеспечен костюмом для защиты от повышенных температур, в рассматриваемой жалобе не оспаривается и подтверждается постановлением заместителя Нижнепойменского прокурора по надзору за исполнением законом в исправительных учреждениях от 05 июня 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении; справкой прокуратуры по результатам проверки от 12 апреля 2023 года, где указанные нарушения отражены; содержанием личных карточек работников.
С учётом изложенного, бездействие ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю в данной части обоснованно квалифицировано по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Процессуальные нормы при производстве по делу не нарушены.
Поскольку необеспечение работников средствами индивидуальной защиты от повышенных температур создаёт значительный риск получения ими травм и существенно нарушает общественные отношения в области охраны труда, оснований полагать деяние малозначительным не имеется.
Наказание ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю, вопреки доводам рассматриваемой жалобы, назначено справедливое, в соответствии с положениями ст4.1 КоАП РФ, минимальное предусмотренное санкцией статьи для юридических лиц, и снижению не подлежит.
Достаточных оснований для уменьшения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи (ч.ч. 3.2,3.3 ст. 4.1 КоАП РФ) не имеется. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, по материалам дела не усматривается, доказательств этому заявителем жалобы не приведено.
Такой вид административного наказания как предупреждение санкцией ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ не предусмотрен.
Основания для назначения наказания в виде предупреждения в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют, поскольку положения данной нормы распространяются лишь на правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Согласно п.7 ч.3 ст.1 названного Закона, его положения не регламентируют деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора. Прокуратура не является органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, её деятельность осуществляется на основании Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В этой связи доводы рассматриваемой жалобы о применении при назначении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю наказания положений ст.4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению.
В то же время, ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю вменено необеспечение осужденных ФИО2., ФИО3., ФИО4., ФИО5 ФИО7., ФИО8., ФИО9., ФИО10., перчатками с полимерным покрытием, ФИО6 фартуком из полимерного материала с нагрудником.
Между тем, данные средства индивидуальной защиты - перчатки с полимерным покрытием, фартук из полимерного материала с нагрудником, в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», входят в категорию средств индивидуальной защиты от механических воздействий (приложение №4) и относятся к 1 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Соответственно, исходя из буквального толкования закона, их невыдача состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, не образует. В этой связи указание на невыдачу работникам данных средств индивидуальной защиты из постановления по делу подлежит исключению.
Вносимые изменения снижения наказания, назначенного в минимальном размере, не влекут.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №24/4-752-23-░░░/12-24940-░/473 ░░ 11 ░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 48 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2., ░░░3., ░░░4., ░░░5., ░░░7., ░░░8., ░░░9., ░░░10., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░6 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.