Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7/2024 (2-558/2023;) ~ М-405/2023 от 30.05.2023

Дело

УИД

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 31 января 2024 года

Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО51

при помощнике судьи ФИО9,

с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Геопарк» ФИО10, действующего по доверенности,

представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, ГОКУ «Окуловское лесничество» ФИО11, действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к ФИО2, ФИО1 о признании права отсутствующим и внесении изменений в ЕГРН, признании сделки купли-продажи земельного участка недействительной,

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее – Рослесхоз) обратилось в суд с иском к ФИО2 о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим и внесении изменений в ЕГРН – в сведения о категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда и исключении сведений в части вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. В обоснование иска указано, что в собственности Российской Федерации находится лесной участок с кадастровым номером , имеет категорию земель – земли лесного фонда Окуловского лесничества <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг., материалами лесоустройства, сведениями ГЛР. В результате проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером в 2009 году поставлен на кадастровый учет с категорией – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, ДД.ММ.ГГГГг. передан в собственность ФИО2, по назначению не используется, имеет 100% наложение (пересечение) с земельным участком из земель лесного фонда: площадь наложения составляет 19 382 кв.м. в выделе 9, 15, 16 квартала 182 Теребуновского участкового лесничества в <адрес>, отнесен к защитным лесам, имеет особо защитные участки (берегозащитные полосы), признается ранее учтенным. Образование земельного участка ответчика из состава земель лесного фонда является незаконным, нарушает права Российской Федерации.

В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования и просил признать сделку купли-продажи указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. между ФИО2 и ФИО1 недействительной, признать у ФИО1 отсутствующим право собственности на спорный земельный участок, снять его с кадастрового учета.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена ФИО1

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Геопарк» ФИО7 Д.О. пояснил, что кадастровые работы ООО «Геопарк» были проведены в соответствии с действующим законодательством, границы были согласованы с лесничеством. Если бы спорный земельный участок принадлежал РФ, то его бы не поставили на кадастровый учет.

Ранее в судебном заседании представитель ООО «Геопарк» ФИО30 пояснил, что геодезические измерения спорного участка проведены с соблюдением действующих на тот момент правовых норм, карт земель сельскохозяйственного назначения, проводилась геодезическая съемка, определены координаты, выполнено описание, согласовано со всеми заинтересованными лицами, так сказать смежниками, после чего участок поставлен на кадастровый учёт. Земля в том месте вспахивалась, образовалась межа. На указанном земельном участке проходит две линии ЛЭП, электрики расчищают по 25м. в каждую сторону, поэтому он не может быть заросшим. Земли лесного фонда зарегистрированы декларативно, без координат, поставлены на учет, как ранее учтенные.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, ГОКУ «Окуловское лесничество» ФИО11 исковые требования считал обоснованными.

Представитель истца – Рослесхоза, ответчики ФИО2 и ФИО1, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Березовикского сельского поселения и администрации Окуловского муниципального района, Управления Росреестра в <адрес>, Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений <адрес>, Министерства сельского хозяйства <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО5, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО32, ФИО31 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены.

В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГг. ответчик ФИО2 просил ознакомить его с материалами дела после получения судом межевого плана земельного участка, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГг. не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил. Согласно ответа Росреестра межевой план земельного участка отсутствует, потому исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, суд находит, что отложение судебного разбирательства в связи с неявкой в судебное заседание ответчика не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, т.к. способствовало бы затягиванию судебного процесса, в связи с чем признает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика ФИО2, а также иных лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Выслушав представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

По ч. 1 ст. 71 ЛК РФ действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).

Государственный лесной реестр в силу частей 1 и 2 ст. 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П указано, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ).

В ст. 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 ст. 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ), вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.

Судом установлено, что ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , площадью 19382 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Березовикское, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГг., право собственности ответчика на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг.

Ранее, согласно внутрихозяйственной оценке земель сельскохозяйственных угодий совхоза «Агитатор» <адрес> от 1991г., сделанной по заказу комитета по земельной реформе и земельным ресурсам <адрес>, спорный земельный участок () был оценен как пашня по продуктивности на 48 баллов.

Право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг. по праву общей долевой собственности (по 1/35 или по 1/70 доле в праве) за:

ФИО12 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО33 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО34 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО35 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО32 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО13 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО5 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО14 – выписка из поземельной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО15 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО36 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО37 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО16 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО17 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО18 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО19 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО38 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО39 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО20 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО21 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО22 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО23 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО31 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО24 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО40 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО41 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО25 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО42 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО43 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО44 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО45 выписка из поземельной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО46 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО47 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО26 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО48 – свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО27 – свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГг.

Также основанием государственной регистрации права собственности за вышеуказанными собственниками в 2011 году являлись решение «Об образовании общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначении ТОО «Нива» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. и протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения бывшего ТОО «Нива» от ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГг. указанный земельный участок ФИО2 продан ФИО1

Департаментом лесного хозяйства по СЗФО проведена проверка законности возникновения у ФИО2 прав на указанный земельный участок, в ходе которой установлено 100% наложение (пересечение) спорного земельного участка с землями лесного фонда в границах Окуловского лесничества Теребуновского участкового лесничества квартал 182 выделы 9, 15, 16, площадь пересечения спорного земельного участка с лесным участком составляет 19 382 кв. метров.

В соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В силу требований приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо выписки из государственного реестра недвижимости о праве собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Так, право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером площадью 246 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Окуловское лесничество, Теребуновское участковое лесничество, лесной квартал , зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг., о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись, также указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно выписке из лесного реестра в отношении 182 квартала Теребуновского участкового лесничества Окуловского лесничества <адрес>, выделы №, 9, 15, 16 принадлежат Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда, целевое назначение лесов – защитные леса, площадь – 29,5га.

В связи с чем, вопрос о включении лесных участков в земли сельскохозяйственного назначения решается с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).

Кадастровый учет лесных участков до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям ч. 6 ст. 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.

Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Так, согласно землеустроительному делу по образованию земельного участка с кадастровым номером , границы указанного земельного участка с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, согласованы ДД.ММ.ГГГГг. директором Окуловского лесхоза ФИО28 без разногласий.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (до его редакции Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Как установлено судом, право собственности ФИО2 на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг., то есть ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по приведению в соответствии сведений ЕГРН и ГЛР от ДД.ММ.ГГГГг., Россельхознадзором контрольно-надзорные мероприятия в отношении спорного земельного участка не проводились, ГОКУ «Региональный центр природных ресурсов и экологии <адрес>» представлены сведения об отсутствии особо охраняемых природных территорий на спорном участке.

Сведения о том, что в отношении спорного земельного участка территориальными органами Росреестра, Россельхознадзора, Росприроднадзора проводился государственный земельный надзор, отсутствуют.

Поэтому в силу ч. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ), сведения о принадлежности спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями ГЛР.

В силу подп. 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» определены признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению.

По результатам натурного осмотра, выполненного ГОКУ «Окуловское лесничество» ДД.ММ.ГГГГг., участок представлен лесными насаждениями высотой 5-21 м, класс возраста от 1 до 8-го, о чем составлен акт натурно технического обследования.

При этом, площадь зарастания спорного земельного участка древесно-кустарниковой растительностью в акте не зафиксирована, как и не указана часть земельного участка, на которой не осуществляется сельскохозяйственное производство.

Из таксационного описания квартала от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что выделы и представляют собой заросшие сельхозугодья.

При таких обстоятельствах, признаки неиспользования земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках спорных правоотношений отсутствуют.

Таким образом, право собственности ФИО1, а ранее ФИО2 на спорный земельный участок было зарегистрировано до 2016 года, земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, фактов нецелевого использования земельного участка либо использования с нарушением законодательства Российской Федерации не установлено.

Поскольку в рассматриваемом случае сведения о принадлежности спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями ГЛР, исковые требования Департамента лесного хозяйства по СЗФО к ФИО2 и ФИО1 не подлежат удовлетворению.

На основании ст. 144 ГПК РФ, меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером , принятые на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГг., сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к ФИО2, ФИО1 о признании права отсутствующим и внесении изменений в ЕГРН, признании сделки купли-продажи земельного участка недействительной оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий          ФИО52

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий          ФИО53

2-7/2024 (2-558/2023;) ~ М-405/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент лесного хозяйства по СЗФО
Ответчики
Еркин Александр Михайлович
Нагельман Елена Валерьевна
Другие
Андреева Марина Витальевна
Фазилова Вера Алексеевна
Вралева Ольга Владимировна
Администрация Окуловского муниципального района
Вишневский Владимир Валентинович
ГОКУ "Окуловское лесничество"
Нилова Наталья Алексеевна
Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области
Михайлов Николай Данилович
ООО "Геопарк" в лице руководителя Холявко Михаила Алексеевича
Максимова Анна Дмитриевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области
Министерство сельского хозяйства Новгородской области
Андреев Алексей Сергеевич
Копылова Ирина Валентиновна
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Лукавая Валентина Семеновна
Айметова Галина Ивановна
Михайлова Валентина Михайловна
Ускова Надежда Владимировна
Соколова Татьяна Леонтьевна
Лебедева Екатерина Владимировна
Чибук Надежда Анатольевна
Андреева Екатерина Евгеньевна
Андреева Наталья Васильевна
Администрация Березовикского сельского поселения
Мастерских Любовь Александровна
Андреева Мария Павловна
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Беспалова Ольга Васильевна (11)
Дело на странице суда
okulovsky--nvg.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Подготовка дела (собеседование)
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024Дело оформлено
29.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее