Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
адрес 11 сентября 2023 года
Судья Октябрьского районного суда адрес ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №... по жалобе ФИО1 на постановление административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара №... от дата, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 4.адрес от дата №...-ГД «Об административных правонарушениях на территории адрес» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара №... от дата ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 4.адрес от дата №...-ГД «Об административных правонарушениях на территории адрес» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 дата обратился в Октябрьский районный суд адрес с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность совершения им вменяемого правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дате и времени и рассмотрения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, до начала судебного заседания представил административный материал.
Изучив представленные материалы дела с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2.1 статьи 4.адрес от дата N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории адрес" установлена административная ответственность за размещение транспортных средств на газоне или иной озелененной или рекреационной территории, размещение транспортных средств на которой ограничено правилами благоустройства территории муниципального образования, кроме действий, предусмотренных пунктом 2.2 настоящей статьи, - и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления регламентирован в статье 28.2 КоАП РФ, системное толкование положений которой позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Данному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. В отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По правилам статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от дата "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Исходя из положений приведенных выше норм, законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, безусловно, должен быть извещен о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрении.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 4.адрес от дата №...-ГД «Об административных правонарушениях на территории адрес» составлен консультантом административной комиссии Октябрьского внутригородского района адрес дата в отсутствие ФИО1
Из ответа административной комиссии Октябрьского внутригородского района адрес на судебный запрос от дата №... следует, что извещение от дата о времени и месте составления дата протокола об административном правонарушении, а также протокол и определение о назначении на дата рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены в адрес ФИО1 по технической ошибке реестром простой почтовой корреспонденции.
Какие-либо сведения, фиксирующие вручение соответствующих извещений ФИО1, в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 28.2 КоАП одним из важнейших условий законности протокола об административном правонарушении является обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, права присутствовать при его составлении. В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола. При этом, в случае составления протокола в отсутствие указанного лица ему должна быть направлена его копия.
Таким образом, извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является обязательным, в противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и должен быть возвращен административному органу.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное получение лицом извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяет сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Такое извещение надлежащим признать нельзя.
Иным способом о месте и времени составления протокола ФИО1 не извещался.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, или его защитника с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеющим фундаментальный характер, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о недопустимости использования протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу.
В силу пункта 3 статьи 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара №... от дата, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 4.адрес от дата №...-ГД «Об административных правонарушениях на территории адрес» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара №... от дата, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 4.адрес от дата №...-ГД «Об административных правонарушениях на территории адрес» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей, – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 4.адрес от дата №...-ГД «Об административных правонарушениях на территории адрес» в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО2