УИД /номер/
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 19 декабря 2023 года
Клинский городской суд Московской области в составе: председательствующего: судьи Мирошниченко А.И., секретаря Адиулловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2341/2023 по иску администрации городского округа Клин к Зокировой Г. Я., Асоеву З. Д. о сносе самовольной постройки, по встречному иску Зокировой Г. Я., Асоева З. Д. к администрации городского округа Клин о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно выписке из ЕГРН, Зокирова Г.Я. и Асоев З.Д., в /данные изъяты/ доле каждый, являются собственниками:
- земельного участка, площадью /данные изъяты/ кв.м, кадастровый номер /номер/, вид разрешенного использования: Объекты придорожного сервиса, по адресу: /адрес/, площадка для стоянки у ДОЦ;
- нежилого подсобного строения, площадью /данные изъяты/ кв.м, по адресу: /адрес/, кадастровый номер /номер/;
- площадки для стоянки у ДОЦ, площадью /данные изъяты/ кв.м, по адресу: /адрес/, кадастровый номер /номер/. (т. 1 л.д. 26-36).
Администрация городского округа Клин обратилась в суд с вышепоименованным иском и указала, что в администрацию городского округа Клин из Главного государственного строительного надзора Московской области поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, расположенной по адресу: /адрес/, на земельном участке с КН /номер/.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельный участок с /номер/, на данном земельном участке расположено здание площадью /данные изъяты/ кв.м с КН /номер/ и сооружение (площадка для стоянки у ДОЦ) площадью /данные изъяты/ кв.м, собственниками которых являются Асоев З.Д. и Зокирова Г.Я.
Согласно данных выездной проверки, проведенной Главным управлением государственного строительного надзора Московской области и Управлением муниципального контроля и перспективного развития Администрации городского округа Клин (акт осмотра земельного участка от /дата/ /номер/), на земельном участке с КН /номер/ к зданию с КН /номер/ возведена пристройка размерами 14x6 метров (с координатами /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/).
Из статьи 11 Земельного Кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области :пользования и охраны земель.
Исходя из п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель юродского округа, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки.
Таким образом, вышеуказанными нормами закреплено право органа местного самоуправления в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов.
Истец просит:
1. Признать объект - пристройку 14x6 метров к зданию с КН /номер/ с координатами /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, /данные изъяты/, расположенную на земельном участке с КН /номер/ по адресу: /адрес/,. самовольной постройкой.
2. Обязать Асоева З.Д, и Зокирову Г.Я. в течении 30 дней с даты вступления в силу решения суда осуществить снос вышеуказанной самовольной постройки.
3. В случае не исполнения Асоевым З.Д. и Зокировой Г.Я. обязанности по сносу самовольной постройки и восстановлению (рекультивации) территории строительства в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда, предоставить Администрации городского округа Клин право сноса самовольной постройки и восстановления (рекультивации) территории строительства, с последующим правом взыскания понесенных расходов солидарно с Асоева З.Д. и Зокировой Г.Я. (т. 1 л.д. 4-9).
В судебном заседании представитель администрации городского округа Клин поддержал иск.
Представитель Асоева З.Д. и Зокировой Г.Я. иск не признал, представил в суд встречный иск о признании права собственности на самовольную постройку и просит признать за Зокировой Г.Я. и Асоевым З.Д. право собственности на пристройку площадью /данные изъяты/ кв.м, назначение – нежилое, одноэтажное, к зданию с кадастровым номером /номер/, расположенную на земельном участке с кадастровым номером /номер/ по адресу: /адрес/.
В судебном заседании представитель Асоева и Зокировой поддержал встречный иск, представитель администрации городского округа Клин встречный иск не признал.
В исковом заявлении администрации городского округа Клин в качестве третьего лица указано Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Во встречном иске в качестве третьего лица указано Управление Росреестра по Московской области.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания своевременно уведомлены, отзыв по искам не представили.
Проверив материалы дела, суд считает, что иск администрации г.о. Клин не подлежит удовлетворению, встречный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поседений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ, предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно части 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Для получения соответствующего разрешения на строительство объекта необходимо предоставить перечень документов, установленных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Кадастровый инженер /дата/ подготовил технический план здания, площадь которого составила /данные изъяты/ кв.м (т. 1 л.д. 77-96).
По делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза ООО «Бюро жилэкспертизы» (т. 1 л.д. 130-131, 139-210), по заключению которой пристройка площадью /данные изъяты/ кв.м, назначение – нежилое, одноэтажное, к зданию с кадастровым номером /номер/, расположенная на земельном участке с кадастровым номером /номер/, по адресу: /адрес/ является капитальным строением.
Указанная пристройка соответствует градостроительным, строительным, пожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Указанная пристройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Сохранение пристройки – возможно. (т. 1 л.д. 159,169).
Учитывая техплан здания и заключение строительно-технической экспертизы, учитывая, что собственником нежилого здания с кадастровым номером /номер/, к которому примыкает спорная пристройка, и земельного участка с кадастровым номером /номер/, на котором расположена спорная пристройка, являются Зокирова и Асоев, пристройка является капитальным строением и соответствует строительным, градостроительным, пожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд удовлетворяет встречный иск о признании права собственности на пристройку и отказывает в удовлетворении иска администрации г.о. Клин.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
Встречный иск – удовлетворить.
2. Признать за Зокировой Г. Я., Асоевым З. Д. право собственности на пристройку площадью /данные изъяты/ кв.м, назначение – нежилое, одноэтажное, к зданию с кадастровым номером /номер/, расположенную на земельном участке с кадастровым номером /номер/ по адресу: /адрес/.
3. Отказать в удовлетворении иска администрации городского округа Клин к Зокировой Г. Я., Асоеву З. Д. о признании пристройки 14х6 метров к зданию с КН /номер/ самовольной постройкой и ее сносе.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья –
Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2023 года.
Судья –