Судья: Османова Н.С. Дело № 33а-5900/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сивохина Д.А., Житниковой О.В.,
при секретаре – Латыповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Москвитина Д.Н. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 13 марта 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Москвитин Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара, указав, что ему на основании решения Промышленного районного суда города Самары от 26.10.2015 на праве собственности принадлежит нежилое здание – гараж, площадью 188,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> используемый для размещения детского клуба и магазина, что не противоречит Правилам застройки и землепользования в городе Самаре по градостроительным регламентам. Земельный участок по вышеуказанному адресу под гаражом, принадлежит на праве постоянного пользования ПК ГСК-31, площадью 12 650 кв.м. находящийся под гаражом. Часть здания площадью 23 кв.м выходит за границы земельного участка ГСК-31, в связи с чем, 18.10.2018 административный истец, обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, приложив схему расположения земельного участка, площадью 23 кв. м на кадастровом плане территории, изготовленную кадастровым инженером Детевой Н.В. Распоряжением №РД-907 от 13.12.2018 Департамент управления имуществом г.о. Самара, сославшись на заключение Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.11.2018 № САМВ-705206, отказал Москвитину Д.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на основании пп.1, 2 п. 8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.п. 4,6 ст. 11.9, п. 19 ст.39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне для размещения объектов учебного и научного назначения Ц-5н) по Карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре; земельный участок принадлежит территории общего пользования, в связи с чем его предоставление на заявленном виде прав не допускается. По мнению административного истца, заключение Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.11.2018 № САМВ-705206 и вынесенное на его основе распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара является незаконными, поскольку споры по испрашиваемому земельному участку отсутствуют, его границы не нарушают прав третьих лиц, участок не находится в границах лесного фонда и городских лесов (не является лесным участком), не находится в береговой полосе, поверхностные водные объекты на нём отсутствуют, не находится в границах красных линий, не относится к местам общего пользования, вид разрешенного использования соответствует видам разрешенного использования для данной зоны, в связи с чем законных оснований для отказа в его передаче в частную собственность в порядке выкупа, не имеется. Считает, что имеет исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, находящимся в его собственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Москвитин Д.Н. с учетом уточнений просил суд признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара № 907 от 13.12. 2018 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> необоснованным; обязать административного ответчика обеспечить предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по вышеназванному адресу, находящегося в кадастровом квартале №, площадью 23 кв.м, занимаемого частью нежилого здания (используемого для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (дошкольный детский клуб), для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг, а так же для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров (магазин), принадлежащего ему на праве собственности, утвердив схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленную кадастровым инженером Детевой Н.В., с последующей передачей его в собственность истца по договору купли-продажи без проведения торгов.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 13 марта 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Москвитин Д.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2).
Из материалов дела следует, что Москвитин Д.Н. с 1994 года является членом ГСК-31 и ему на праве собственности принадлежит нежилое 2-этажное здание - гараж, общей площадью 188,6 кв.м, по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке площадью 12 650 кв.м, с кадастровым номером № принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Потребительскому обществу ГСК-31.
Из кадастрового паспорта здания расположенного по адресу: <адрес> усматривается, что нежилое здание – бетонный гараж, 2014 года ввода в эксплуатацию, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, в графе «сведения о включении в реестр объектов культурного наследия» проставлен прочерк. Учетный номер части здания №, часть здания состоит из комнат №,№,№ расположенных на первом этаже здания. Характеристики части - временные, дата истечения временного характера сведений о части здания, сооружения- 17.06.2021.
Из кадастрового паспорта земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № следует, что указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: 3-х этажный гараж-стоянка. Характеристика части земельного участка: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56,56.1 ЗК РФ. Ограничения установлены в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 20.12.12 №784 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности «Б» объекта культурного наследия (памятника истории культуры) федерального значения «Комплекс дачи Головкина начало ХХ в., Арх. Головкин К.П.» (<адрес>), зона с особыми условиями использования территорий. 63.01.2.326. Постановление Правительства Самарской области от 26.08.2014 №519 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 20.12.2012 №784».
18.10.2018 и 03.12.2018 Москвитин Д.Н. обратился Главе г.о. Самара и руководителю Департамента управления имуществом г.о.Самара с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 23 кв.м, находящегося в кадастровом квартале: №, расположенном по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 13.12.2018 №907 Москвитину Д.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 23,00 кв.м, на основании подп.1 п. 8 ст. 39.15, подп. 1 п. 16 ст. 11.10, п.п. 4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка явилось то, что согласно заключению Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.11.2018 №САМВ-705206 испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне для размещения объектов учебного и научного назначения (Ц-5н) по Карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. п. 1, 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктами 4, 6 ст.11.9 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД), испрашиваемый земельный участок в расположен в общественно-деловой зоне для размещения объектов учебного и научного назначения (зоне Ц-5н) согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.
В силу пункта, «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 №Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее — положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
В силу п.1.2, п.1.3 Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самара, утвержденного распоряжением Департамента и архитектуры г.о. Самара от 11.11.2011 №Д05-01-06/93, автоматизированная ИСОГД – это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных Москвитиным Д.Н. координат поворотных точек, не имеется.
Основными видами использования объектов недвижимости в указанной зоне являются: коммунальное обслуживание, дошкольное, начальное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, культурное развитие, обеспечение научной деятельности, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, обеспечение внутреннего правопорядка : размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; размещение объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий; историко-культурная деятельность; общее пользование водными объектами; гидротехнические сооружения; земельные участки общего пользования.
Согласно акту проверки муниципального инспектора администрации промышленного внутригородского района г.о. Самара от 03.08.2018 нежилое здание используется лишь для размещения магазина «ПИВКо» и студии маникюра, педикюра «Пилочки».
Указанные виды разрешенного использования относятся к вспомогательным видам разрешенного использования.
Москвитин Д.Н. указал цель использования земельного участка - для размещения части нежилого здания, используемого для размещения детского клуба начального образования и магазина.
Вместе с тем, сведений о фактическом использовании здания под детский клуб материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кожекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. В связи с этим земельный участок может быть предоставлен в собственность только в целях использования по основным видам разрешенного использования, установленным градостроительными документами (градостроительными регламентами, входящими в состав правил землепользования и застройки). Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о законности распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара № 907 от 13.12.2018 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> по заявленному в нем мотиву, и обоснованно отказал Москвитину Д.Н. в удовлетворении требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что на испрашиваемом земельном участке расположена часть нежилого здания – гаража, принадлежащего ему на праве собственности, отмену решения суда не влекут, поскольку в соответствии с земельным законодательством предоставление в собственность заявителю участка, на котором расположена лишь часть его здания, невозможно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, названные обстоятельства, сами по себе не свидетельствует о возникновении у Департамента управления имуществом г.о.Самара безусловной обязанности обеспечить предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по вышеназванному адресу, находящегося в кадастровом квартале №, площадью 23 кв.м, занимаемого частью нежилого здания.
Право выбора земельного участка принадлежит не административному истцу, а органу местного самоуправления, исходя из того, что Москвитиным Д.Н. не представлено доказательств использования участка в соответствии с основным разрешенным видом использования, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным оспариваемого распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара № 907 от 13.12.2018 по тем основаниям, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемому земельному участку.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Судебная коллегия отмечает, что Москвитин Д.Н. не лишен возможности обратиться повторно к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, предоставив схему расположения земельного участка, соответствующую требованиям ст. 11.10. ЗК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 13 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Москвитина Д.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –