Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1393/2024 (2-8610/2023;) ~ М-7012/2023 от 13.11.2023

УИД № 65RS0001-01-2023-010436-11

Дело № 2-1393/2024 (2-8610/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2024 года                                                             город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Габидулиной И.А.,

с участием: истца ФИО, представителя ответчика и третьего лица Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО, действующего на основании доверенностей от 14.08.2023 и от 25.10.2023 соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о восстановлении срока для обращения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка,

установил:

    13.11.2023 ФИО обратился в суд с иском к ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" о восстановлении срока для обращения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка. В обоснование требований указал, что 30.12.2019 у него водились дети: ФИО и ФИО. Своевременно обратиться за получением единовременной денежной выплаты, предоставляемой семьям, в которых после 31.12.2014 рожден первый ребенок, на основании ст. 4.3 Закона Сахалинской области от 06.12.2010 № 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области", не мог, поскольку истцу требовалось подтвердить факт проживания на территории Сахалинской области в течение не менее 10 лет. 08.07.2020 решением Южно-Сахалинского городского суда был установлен факт постоянного проживания истца на территории Сахалинской области с 17.03.2009 по 22.11.2019, т.е. более 10 лет. Решением ответчика от 04.10.2023 истцу было отказано в единовременной выплате на первого ребенка в связи с истечением 6 месяцев со дня рождения первого ребенка.

Просит суд восстановить пропущенный срок подачи обращения в ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" для назначения единовременной денежной выплаты на первого ребенка в размере 54 444 руб.

    Определением суда от 16.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: на стороне истца - ФИО, на стороне ответчика - Министерство социальной защиты Сахалинской области.

    В судебном заседании истец ФИО заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что не обращался более 3 лет с заявлением к ответчику после вынесения Южно-Сахалинским городским судом от 08.07.2020 решения об установлении факта проживания на территории Сахалинской области в связи с тем, что полагал, что после принятия указанного решения может обратиться в орган за назначением выплаты в любое время, поскольку установленный шестимесячный срок пропущен не по его вине.

    Представитель ответчика ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" и третьего лица Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО с заявленными требованиями не согласился по основаниям, приведенным в письменных отзывах ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" и Министерства социальной защиты Сахалинской области. Просил отказать, в том числе, по мотиву пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд по заявленным требованиям.

Третье лицо ФИО в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Выслушав пояснения, исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (раздел 3 Концепции).

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства (раздел 7 Концепции).

В Сахалинской области система мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением (усыновлением, удочерением), обучением и воспитанием детей установлена Законом Сахалинской области от 6 октября 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области».

Согласно пункту 2-3 статьи 2 названного Закона, социальная поддержка предоставляется семьям, в которых рожден первый ребенок.

Частью 1 статьи 4-3 Закона Сахалинской области от 6 октября 2010 года № 112-ЗО предусмотрено, что семьям, в которых после 31 декабря 2014 года рожден первый ребенок, предоставляется социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты в размере 54444 руб.

Единовременная денежная выплата, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется при условии рождения одного из родителей и его проживания в общей сложности не менее пяти лет в Сахалинской области либо проживания одного из родителей в общей сложности не менее десяти лет в Сахалинской области до рождения ребенка (часть 2 статьи 4-3).

Единовременная денежная выплата, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется однократно (часть 3 статьи 4-3); назначается одному из родителей (опекунов) в соответствии с правилами, предусмотренными частью 1 статьи 11 настоящего Закона, при обращении за ее назначением в течение шести месяцев со дня рождения ребенка (часть 4 статьи 4-3).

Основанием для отказа в назначении мер социальной поддержки для лиц, указанных в пункте 2-3 статьи 2 настоящего Закона (семьи, в которых рожден первый ребенок), является истечение шести месяцев со дня рождения ребенка (пункт 7 части 1 статьи 12 Закона).

Судом установлено, что с 28.10.2013 ФИО и ФИО (до заключения брака ФИО. состоят в браке; ДД.ММ.ГГГГ у них родились дети: ФИО и ФИО, что подтверждается представленным свидетельством о заключении брака и свидетельствами о рождении детей.

08.07.2020 Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области рассмотрено гражданское дело по заявлению ФИО об установлении факта проживания на территории Сахалинской области. Постановление решение, которым заявление было удовлетворено частично: установлен факт проживания ФИО не территории Сахалинской области в период с 17 марта 2009 года по 22 ноября 2019 года. Решение вступило в законную силу 11.08.2020.

02.10.2023 ФИО обратился в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2014 года первого ребенка.

Решением ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 04.10.2023 ему было отказано в предоставлении выплаты в связи с истечением 6 месяцев со дня рождения ребенка на основании п. 2.13 Правил.

Полагая о наличии права на восстановление пропущенного срока для обращения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка, ФИО был инициирован настоящий иск.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика было заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям последствий истечения срока исковой давности.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С учетом постановленного 04.10.2023 решения ответчика об отказе истцу в предоставлении единовременной выплаты, даты общения ФИО в суд с настоящим иском 13.11.2023, срок исковой давности по заявленным требованиям не является пропущенным.

Так, предоставление единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка носит заявительный характер. Именно с даты отказа ответчика в предоставлении указанной выплаты истец узнал и должен был узнать о нарушении своего права.

При таких обстоятельствах, оснований к применению последствий пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям по ходатайству ответчика у суда не имеется.

Разрешая спор по существу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1) и, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Указанным законом предусмотрена выплата государственного единовременного пособия при рождении ребенка, которое назначается при обращении за ним не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (статьи 3, 17.2 Закона). Данный федеральный закон не содержит запрета на восстановление срока обращения за назначением государственного пособия, пропущенного по причинам, признанным уважительными.

Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

На федеральном уровне одним из таких законов является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который также содержит указание на шестимесячный срок обращения за пособиями, предусмотренными этим законом, пропуск которого по уважительным причинам не является препятствием для назначения пособия (часть 3 статьи 12).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Органами государственной власти Сахалинской области такие меры установлены в Законе Сахалинской области от 6 октября 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области».

Предусматривая предоставление социальной поддержки семьям, в которых рожден первый ребенок, и устанавливая шестимесячный срок со дня рождения ребенка для обращения за назначением такой выплаты, Закон Сахалинской области от 6 октября 2010 года № 112-ЗО не содержит положений о том, что истечение шестимесячного срока обращения за назначением единовременной денежной выплаты отменяет право на получение данного вида государственной социальной поддержки семей, в которых рожден первый ребенок.

В Законе Сахалинской области от 6 октября 2010 года № 112-ЗО нет прямого указания на то, что шестимесячный срок со дня рождения ребенка для обращения за единовременной денежной выплатой является пресекательным и восстановлению не подлежит. Следовательно, лица, пропустившие этот срок, не лишены возможности воспользоваться закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации правом на судебную защиту, обратившись с заявлением о восстановлении им указанного срока в судебном порядке.

Иное толкование положений закона привело бы к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации, поставив в худшее правовое положение лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка, но не обратившихся своевременно за указанной выплатой по уважительным причинам, носящим исключительный характер и связанным с личностью заявителя, по сравнению с лицами, реализовавшими свое право на получение единовременной денежной выплаты в установленный Законом Сахалинской области от 6 октября 2010 года № 112-ЗО срок.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" при обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 года №74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком. К таким причинам отнесены:

1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).

2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Между тем, из приведенных норм следует, что указанные федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В обоснование уважительных причин пропуска срока истцом указано, что пропуск срока был обусловлен необходимостью подтвердить в судебном порядке факт проживания истца на территории Сахалинской области в течение 10 лет, а так же занятостью воспитанием ребенка.

При этом, как следует из материалов дела, решение Южно-Сахалинского городского суда от 08.07.2020 об установлении факта проживания ФИО на территории Сахалинской области вступило в законную силу 11.08.2020, при этом с заявлением о назначении единовременной выплаты истец обратился к ответчику только 02.10.2023, т.е. по истечении более трех лет со дня установления обстоятельств, порождающих право на выплату.

Доказательств уважительности причин бездействия по вопросу подачи соответствующего заявления о назначении единовременной выплаты в период с 12.08.2020 по 01.10.2023 в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ФИО не приведено. Занятость воспитанием ребенка, при наличии у ребенка второго родителя – матери ФИО, таким доказательством служить не может.

При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного ФИО срока для обращения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка истцом не приведено и судом не установлено, в у4довлетворении сиковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о восстановлении срока для обращения с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                                                               А.А. Волкова

2-1393/2024 (2-8610/2023;) ~ М-7012/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Эрдниев Игорь Александрович
Ответчики
ГКУ"Центр социальной поддержки населения"
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.12.2023Предварительное судебное заседание
14.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее