Копия Дело 2-4956/2021
УИД 16RS0050-01-2021-010401-70
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Казань 29 октября 2021 года
Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хасановой Э.К.,
при секретаре Ахметшиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустаева Т.Р. к Мустаеву Р.Р., Мустаеву А.Р., Мустаевой А.Г. о признании права собственности на земельный участок, государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, прекращении права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Мустаев Т.Р. обратился в суд с иском к Мустаеву Р.Р., Мустаеву А.Р., Мустаевой А.Г. о признании права собственности на земельный участок, государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, прекращении права собственности на земельный участок, указав в обоснование исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Мустаевым Р.К. был заключен договор дарения земельного участка, в соответствии с которым последний передал безвозмездно в собственность истцу земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> указанный участок передан истцу по акту от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года Мустаев Р.К. умер, не успев зарегистрировать переход права собственности к истцу. Ответчики, являющиеся наследниками первой очереди, своевременно обратились к наследнику с заявлением о принятии наследства. С учетом изложенного истец просит признать за ним право собственности на указанный земельный участок, вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок к истцу, прекратить право собственности Мустаева Р.К. на спорный земельный участок.
Ответчики, будучи извещены, в судебное заседании не явились, о наличии уважительных причин своей неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель истца не возразил против рассмотрения дела отсутствие ответчиков в порядке заочного производства. С учетом изложенного, на основании части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан Мальченкова Е.Н., привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчиков, будучи извещены, в судебное заседание не явились, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о наличии уважительных причин своей неявки суду не сообщил, нотариус представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца не возразил против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц. С учетом изложенного, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и нотариуса Казанского нотариального округа Республики Татарстан Мальченковой Е.Н.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 статьи 164 ГК РФ установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно части 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, однако, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574 ГК РФ, не применяется к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года.
Согласно пункту 1 статьи 556 ГК РФ передача недвижимости осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
На основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности дарителя по договору дарения переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому одаряемый вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Из материалов дела судом установлено, что Мустаеву Р.К. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Мустаев Р.К. и Мустаев Т.Р. заключили договор дарения недвижимости, в соответствии с которым Мустаев Р.К. безвозмездно передал Мустаеву Т.Р. в собственность указанный земельный участок. В этот же день стороны договора подписали акт приема-передачи указанного земельного участка истцу.
Доказательства, подтверждающие обратное, ответчиками суду не представлены.
ДД.ММ.ГГГГ Мустаев Р.К. умер, не успев зарегистрировать переход права собственности на земельный участок к истцу.
Согласно материалам наследственного дела, представленного по запросу суда, наследниками первой очереди Мустаева Р.К., обратившими к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является его супруга Мустаева А.Г. и дети – истец и ответчики.
Притязания со стороны ответчиков в отношении спорного земельного участка отсутствуют, о своих наследственных правах в отношении земельного участка ответчики при обращении к нотариусу не сообщили.
Из представленной по запросу суда выписки их Единого государственного реестра недвижимости следует, что право собственности на спорный земельный участок до настоящего времени зарегистрировано за Мустаевым Р.К.
Истец лишен возможности зарегистрировать переход к нему права собственности на спорный земельный участок ввиду смерти дарителя.
При данных обстоятельствах, с учетом того, что заключенный между истцом и Муситаевым К.Р. договор дарения земельного участка содержит существенные условия, объект недвижимости передан покупателю по передаточному акту, притязания третьих лиц в отношении спорного объекта отсутствуют, суд пришел к выводу, что требование истца о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на спорный земельный участок и прекращении права собственности Мустаева Р.К. на земельный участок, поскольку в силу вышеизложенных норм с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок к истцу у него автоматически возникает право собственности на него, а право собственности дарителя Мустаева Р.К. прекращается.
Руководствуясь статьями 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Мустаева Т.Р. к Мустаеву Р.Р. Мустаеву А.Р., Мустаевой А.Г. о признании права собственности на земельный участок, государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, прекращении права собственности на земельный участок удовлетворить частично.
Произвести государственную регистрацию перехода к Мустаева Т.Р. права собственности на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Приволжского районного
суда г.Казани Э.К.Хасанова