Дело № 2-3419/2024
УИД: 24RS0046-01-2024-001554-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,
при секретаре Бережновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Тарабрина Максима Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности по перерасчету социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах Тарабрина Максима Александровича обратился с иском в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности по перерасчету социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой по обращению Тарабрина А.А. проведена проверка соблюдения пенсионных прав его сына - <данные изъяты> ФИО11 в ходе которой установлено, что <данные изъяты> года рождения, в соответствии со справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России – <данные изъяты>, установлена инвалидность <данные изъяты>, на срок бессрочно; причина пропуска переосвидетельствования, согласно указанной справке, признана уважительной. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО12 установлена социальная пенсия по инвалидности в размере <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, перерасчет социальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года не произведен в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории Российской Федерации. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания ФИО13. в период с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, а также с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО14. зарегистрирован по <адрес> Таким образом, регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут являться основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренный Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. По итогам ранее проведенных проверочных мероприятий, 29.12.2023 года Канским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ОСФР по Красноярскому краю внесено представление об устранений нарушений пенсионного законодательства, которое оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного, истец просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю произвести перерасчет социальной пенсии по инвалидности ФИО15 с <данные изъяты> года, возложить обязанность назначить пенсию за указанный период.
Процессуальный истец - помощник прокурора Свердловского района г. Красноярск ФИО16. в порядке поручения от Канской межрайонной прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Материальный истец ФИО17 в присутствии своего отца Тарабрина А.А, участвующего в судебном заседании в качестве представителя по устному ходатайству, а также Тарабрин А.А. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю ФИО18 полномочия проверены, исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на иск, согласно которым ФИО19 являлся получателем социальной пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» по категории «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года (дата исполнения 18 лет). ДД.ММ.ГГГГ года выплата пенсии была прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (истечение срока признания лица инвалидом). Информация об установлении инвалидности ФИО25.А. из федерального реестра инвалидов в ОСФР по Красноярскому краю поступила ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, получение пенсии по инвалидности по состоянию 2022 год осуществлялось в заявительном порядке.
Обязательным условием для назначения социальной пенсии является постоянное проживание на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ), которое подтверждается регистрацией по месту жительства гражданина. Пенсионным органом был направлен запрос о регистрации по месту жительства ФИО20 на территории Российской Федерации поступившему ответу, по состоянию на 25.09.2023 года у гражданина отсутствует регистрация на территории Российской Федерации. ФИО21 года посредством государственной электронной почтовой системы (ГЭПС) было направлено уведомление об условиях, необходимых для назначения социальной пенсии. По заявлению от 02.11.2023 года <данные изъяты>. установлена социальная пенсия по инвалидности. Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии ФИО23. представлен документ, подтверждающий постоянную регистрацию на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ года, социальная пенсия по инвалидности назначена с ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ года пенсия не назначалась в связи с отсутствием информации о постоянном проживании ФИО24 на территории РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе, инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды.
В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальная пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом без истребования заявления на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в том числе сведений об инвалидности из федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальная пенсия по инвалидности назначается гражданам со дня признания ребенком-инвалидом, установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска гражданами из числа инвалидов с детства, ранее являвшимися получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время - со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время.
На основании ч. 2 ст. 24 ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
На основании п. 42 Перечня для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации.
В соответствии с п. 61 Перечня документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом МВД РФ.
Согласно п. 62 Перечня документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту пребывания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту обращения Тарабрина А.А. в интересах сына-ФИО26 на нарушение его социальных прав.
Данной проверкой установлено, что ФИО27 года рождения, с детства является ребенком-инвалидом, его родителями являются: ФИО28, что подтверждено свидетельство о рождении.
<данные изъяты>, имеет статус «<данные изъяты>», являлся получателем социальной пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с п. 1 ст<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО29 была установлена инвалидность, с ежегодным переосвидетельствованием, с 2018 года ежегодное переосвидетельствование не требовалось до наступления совершеннолетия ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО30 стал совершеннолетним.
ДД.ММ.ГГГГ года выплата пенсии была прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с истечением срока признания лица инвалидом.
Согласно пояснениям представителя материального истца – Тарабрина А.А., данным в судебном заседании, в момент наступления совершеннолетия сына – ДД.ММ.ГГГГ он (ФИО31.) находился на стационарном лечении в <адрес> края с целью подтверждения наличия имеющегося психического заболевания, однако согласно выводам врачей ФИО32 был здоров, психическое заболевание, дающее право на назначение пенсии по инвалидности, не подтвердилось, Однако, после этого ФИО33 постоянно проходил лечение, в том числе в г<адрес> поскольку его психическое состояние фактически осталось прежним. При этом, ФИО34. фактически постоянно проживал на территории РФ, никуда и никогда не выезжал, имел регистрацию то по месту жительства в <адрес> то по месту пребывания в <адрес> в связи с необходимостью прохождения постоянного лечения по психическому заболеванию в г. <адрес>. При этом, с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в ОСФР ФИО35А. не обращался, поскольку вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года доказательств установления ему группы инвалидности не имелось, и только ДД.ММ.ГГГГ инвалидность была установлена, с указанием в новой справке серии МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ года на установление инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО36. повторно установлена <данные изъяты> инвалидности бессрочно, причина инвалидности – инвалидность с детства, при этом, причиной пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с ДД.ММ.ГГГГ года признана уважительной; инвалидность (категория ребенок-инвалид») за прошлое время с ДД.ММ.ГГГГ года установлена.
Согласно представленным свидетельствам о регистрации по месту жительства и месту пребывания на имя ФИО38 а также согласно данным регистрационного досье о регистрации граждан РФ, ФИО37 <данные изъяты>, постоянно был зарегистрирован на территории РФ либо по месту жительства: <адрес> либо регистрация по месту пребывания в РФ по адресу: г<адрес>
Из ответа МО МВД России «Канский» следует, что <данные изъяты> года рождения, имел регистрацию по месту жительства в период: с <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по Красноярскому краю поступила информация о получении ФИО39. группы инвалидности, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ года ФИО40 было направлено уведомление об условиях, необходимых для назначения социальной пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО41 в ОСФР по Красноярскому краю подано заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности с приложенным пакетом документов, по итогам рассмотрения которого ФИО42 назначена социальная пенсия по инвалидности с ФИО43 года.
Рассматривая и разрешая требования прокурора в интересах ФИО44А. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии, суд приходит к выводу о его удовлетворении.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ч. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации, в частности инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н.
В соответствии с п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
Согласно п. 41, 43 Перечня для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации, а также документ об установлении инвалидности.
Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).
При этом, положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной истца в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о назначении социальной пенсии по инвалидности (постоянное проживание на территории Российской Федерации), подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право Тарабрина М.А., как инвалида с детства, на социальное обеспечение.
В ходе рассмотрения дела по существу стороной истца подтверждено, что начиная с рождения ФИО45. постоянно проживает на территории РФ, за исключением одного периода временного пребывания, но при этом по-прежнему проживал на территории РФ, имел постоянную регистрацию на территории РФ, постоянно проживал либо в г<адрес>, либо в г<адрес>
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспорены и опровергнуты, а указано лишь на то, что у ФИО46 в спорный период отсутствовала регистрация по месту жительства на территории РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая возможность получения социальной пенсии по инвалидности, законодатель в качестве возникновения у гражданина соответствующего права, предусмотрел условие о постоянном проживании гражданина на территории Российской Федерации, которое не поставлено в зависимость от конкретного временного интервала такого проживания.
Отсутствие у гражданина РФ, постоянно проживающего в РФ, постоянной регистрации по месту жительства в юридически значимый период, не может повлечь ограничения прав на социальное обеспечение по состоянию здоровья.
Исходя из фактических обстоятельств дела, в том числе свидетельствующих о возникновении у ФИО47 на территории Российской Федерации устойчивых социальных связей (имеет семью и с ней проживает), условия для выплаты ФИО48. социальной пенсии по инвалидности в спорный период имелись, с учетом беззаявительного порядка выплаты данной пенсии.
При этом, доводы ответчика о заявительном порядке назначения социальной пенсии по инвалидности являются несостоятельными, поскольку опровергаются вышеприведенными нормами ст. 23 ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Восстановление нарушенного права ФИО49 на получение социальной пенсии по инвалидности за спорный период, возможно путем возложения на пенсионный орган обязанности по назначению социальной пенсии по инвалидности за спорный период и перерасчету пенсионного обеспечения с момента установления группы инвалидности и до момента назначения ОСФР пенсионной выплаты Тарабрину с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора в интересах ФИО50
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Тарабрина Максима Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности по перерасчету социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на государственное учреждение – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность назначить <данные изъяты>, социальную пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ года.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю произвести перерасчет социальной пенсии по инвалидности Тарабрину Максиму Александровичу, <данные изъяты>, за период ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.А. Шахматова
Мотивированное решение изготовлено 25.07.2024 года