Дело № 2-303/2023
УИД 29RS0005-01-2023-000063-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Белой Н.Я.,
при секретаре судебного заседания Антипиной В.Н.,
с участием представителя ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Архангельской области Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Гутаренко А. В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Гутаренко А.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области) о взыскании компенсации морального вреда в размере 3000000 руб.
В обоснование иска указано, указал, что в 2008 году отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области. В ноябре 2008 года он находился в производственной зоне исправительного учреждения, где ему другие осужденные путем уговоров предложили алкоголь. После употребления 50 гр. алкоголя ему стало плохо, он покинул производственную зону и пошел в камеру для отдыха. Спустя сутки при помощи других осужденных он был доставлен в медицинскую часть. Через некоторое время ему стало известно, что это был не алкоголь, а суррогат алкоголя, изготовленный из спиртосодержащего клея «Титан». В результате употребления суррогата он стал инвалидом I группы по зрению. Считает, что сотрудники исправительного учреждения халатно отнеслись к исполнению своих должностных обязанностей, поскольку допустили изготовление и употребление суррогата осужденными.
По определению суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), в качестве третьего лица – Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области).
Истец Гутаренко А.В. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие. Ранее в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Архангельской области Попова А.А. с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав пояснения участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 17 Конституции Российской Федерации гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации).
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что к вышеуказанным случаям относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Согласно п. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Согласно п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03 ноября 2005 года № 205, действовавших на момент спорных правоотношений, осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ. Осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем(приложение № 1), в том числе, все виды алкогольных напитков, пиво.В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст.ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГГК РФ).
Потерпевший – истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Из приведенных правовых норм следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В рассматриваемом случае для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу морального вреда необходимо установить факт нравственных страданий истца, противоправность действий ответчика и его вину в причинении вреда истцу, причинную связь между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Гутаренко А.В. осужден 26 сентября 2001 года приговором Каргопольского районного суда Архангельской области, для отбывания наказания 30 июля 2003 года прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, где находился до 06 июля 2009 года, после чего освобожден по отбытии срока наказания.
Доводы истца о том, что по вине должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области из-за употребления суррогата алкоголя он стал инвалидом I группы по зрению, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 1308 «а» Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов учреждений и предприятий уголовно – исполнительной системы, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом ФСИН России от 21 июля 2014 года № 373, следует, что личные дела осужденных, освободившихся из мест лишения свободы (кроме умерших, утративших трудоспособность во время нахождения в местах лишения свободы либо в местах содержания под стражей в результате несчастного случая или в связи с производственной деятельностью, осужденных за совершение преступлений против снов конституционного стоя и безопасности государства) хранятся в течение 10 лет со дня истечения срока наказания, установленного приговором суда.
Принимая во внимание, что с момента освобождения Гутаренко А.В. из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области прошло более 10 лет, то его личное дело было уничтожено, что подтверждается актом от 10 июня 2021 года № 29.
Кроме этого, из сообщения следственного отдела по Исакогорскому округу г. Архангельска следует, что факт причинения вреда здоровью в ноябре 2008 года Гутаренко А.В. не зафиксирован.
Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях материалы проверки по факту причинения вреда здоровью Гутаренко А.В. в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области в ноябре 2008 года не зарегистрированы.
В соответствии с приказом ФСИН России от 21 июля 2014 года № 373, медицинские карты осужденных хранятся 10 лет, в связи с чем в 2019 году ФКУЗ «МСЧ-29 ФСИН России» по истечении срока хранения уничтожило карту осужденного Гутаренко А.В. В связи с чем суд не располагает сведениями об обращении истца Гутаренко А.В. за медицинской помощью в период нахождения в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обстоятельств, которые свидетельствовали бы о причинении истцу морального вреда в связи с причинением вреда здоровью по причине халатности сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, не установлено, а истцом, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено достоверных и объективных доказательств, подтверждающих, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области ему причинены физические и нравственные страдания.
Таким образом, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Гутаренко А. В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Н.Я. Белая