Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1712/2015 ~ М-275/2015 от 27.01.2015

Дело № 2-1712/2015

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2015 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Петухове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Данилова Дмитрия Борисовича и Алферова Георгия Владимировича об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,

У С Т А Н О В И Л:

Данилов Д.Б. и Алферов Г.В. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконными отказы МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории и об обязании данного органа утвердить и выдать схемы расположения участков на кадастровой карте соответствующей территории.

Заявленные требования мотивированы тем, что 01.12.2014 года Данилов Д.Б. и Алферов Г.В. обратились в администрацию Емельяновского района с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельных участков, расположенных <адрес> Ответом от 19.12.2014 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» сообщило заявителям о направлении запроса в КГКУ «Мининское лесничество» для выяснения вопроса принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда. Иных ответов на свои обращения заявители не получили. Считают, что орган местного самоуправления допустил бездействие, поскольку фактически их заявления по существу рассмотрены не были, в связи с чем просят обязать орган местного самоуправления утвердить и выдать им схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании представитель заявителей – Красильникова Н.А., действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала, в обоснование их привела доводы, аналогичные вышеизложенному, дополнительно пояснив, что по данным публичной кадастровой карты испрашиваемые заявителями земельные участки являются свободными. Поскольку земли лесного фонда поставлены на кадастровый учет, оснований полагать, что участки, о праве аренды на которые заявили Алферов и Данилов относятся к землям лесного фонда, не имеется. Без составления схемы земельного участка, невозможно решить вопрос о его выделении участков, так как они не определены на местности, поэтому заявители не могут выполнить кадастровые работы и постановку участков на кадастровый учет. Утверждение схем расположения участков – обязанность МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», только при их составлении могут быть определены категория земель и координаты участков, а также вероятность их нахождения на землях лесного фонда.

Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истцов и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В период возникших спорных правоотношений между заявителями и органом местного самоуправления до дня вступления в силу изменений в Земельный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действовала предыдущая редакция Земельного кодекса РФ.

Как установлено ст. 34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015 года), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Аналогичный порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории предусмотрен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (в редакции ЗК РФ от 01.03.2015 года).

Статьей 28 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015 года) предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 31 ЗК РФ в названной редакции выбор земельного участка осуществляется на основании документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления принимается решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон, последние устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

В соответствии с ч.3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

Из положений ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В силу ст. 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения заявителей в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Как установлено в судебном заседании, 01.12.2014 года Алферов Г.В. и Данилов Д.Б. обратились в администрацию Емельяновского района с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 4 года для целей ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в п<адрес>, приобщив к заявлениям схемы расположения испрашиваемых участков, копии документов, удостоверяющих личность заявителей, тем самым, суд находит, что заявителями был соблюден предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на 01.12.2014 года порядок обращения в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду.

Одновременно заявители просили утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ.

По результатам рассмотрения заявлений, 19.12.2014 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» направило в адрес заявителей ответы о направлении запросов в КГКУ «Мининское лесничество» и КГКУ «Емельяновское лесничество» о принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда. Заявителям также сообщено о том, что о результатах рассмотрения данных запросов им будет сообщено дополнительно.

Как установлено судом и не опровергнуто представителем МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в судебном заседании 04.03.2015 года, иных ответов на обращения Алферова Г.В. и Данилова Д.Б. заявителям не направлялось; из пояснений представителя ответчика, до настоящего времени ответы на запросы, направленные в адрес лесничеств Управлением не получены, требований о предоставлении ответов на запросы в адрес Емельяновского и Мининского лесничества не направлялось, таким образом суд считает, что до настоящего времени заявления Алферова и Данилова по существу фактически не рассмотрены, тем самым органом местного самоуправления допущено необоснованное бездействие при рассмотрении данных заявлений

Каких-либо доказательств в подтверждение обоснованности доводов ответов от 19.12.2014 года в части предположения нахождения испрашиваемых истцами земельных участков в границах земель лесного фонда, а именно, генерального плана, материалов территориального зонирования муниципального образования п. Минино ответчиком суду не представлено.

Возражений относительно местоположения испрашиваемых истцами земельных участков за пределами красных линий поселения и нахождения их на землях, не предназначенных для целей ведения личного подсобного хозяйства, ответчиком не заявлялось; таких доказательств в материалах дела не имеется.

Из исследованных в судебном заседании выкапировок из публичной кадастровой карты следует, что испрашиваемые истцами участки на кадастровый учет не поставлены; являются смежными по отношению к земельным участкам, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно представленных суду заключений кадастрового инженера, испрашиваемые Алферовым Г.В. и Даниловым Д.Б. земельные участки расположены в проектируемой зоне жилой застройки п. Минино и граничат с ранее сформированными земельными участками; предполагаемое место размещения испрашиваемых участков свободно.

Стороной ответчика бесспорных доказательств, опровергающих заключения кадастрового инженера и доказывающих обратное, в материалы дела не представлено.

Оснований сомневаться в достоверности и обоснованности заключений у суда не имеется, поскольку квалификация кадастрового инженера подтверждена квалификационным аттестатом, кадастровый инженер предупрежден об уголовной ответственности за предоставление заведомо ложной информации.

При таких обстоятельствах, анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия администрации Емельяновского района не соответствуют требованиям законодательства, в том числе нормам Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".

Бездействие МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" является незаконным и нарушает права заявителей, препятствуя дальнейшей реализации их прав и законных интересов.

Согласно ст. 34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015 года), процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:

1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;

2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;

4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;

5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении.

Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.

Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.

С учетом того, что обращения Алферова Г.В, и Данилова Д.Б. от 01.12.2014 года ответчиком фактически по существу не были рассмотрены, суд считает, что восстановление прав заявителей должно быть обеспечено путем возложения на МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" обязанности утвердить и выдать им схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, согласно поданных ими заявлений от 01.12.2014 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Данилова Дмитрия Борисовича и Алферова Георгия Владимировича удовлетворить.

Признать незаконными отказы МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории п. Минино Емельяновского района Красноярского края, согласно заявления Данилова Дмитрия Борисовича от 01.12.2014 года (входящий номер 937) и заявления Алферова Георгия Владимировича от 01.12.2014 года (входящий номер 939).

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Данилову Дмитрию Борисовичу схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес> согласно заявления от 01.12.2014 года (входящий номер 937) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Алферову Георгию Владимировичу схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес>, согласно заявления от 01.12.2014 года (входящий номер 939) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2015 года.

Председательствующий:

2-1712/2015 ~ М-275/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Данилов Дмитрий Борисович
Ответчики
МКУ "Управзем"
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на сайте суда
emel--krk.sudrf.ru
27.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2015Передача материалов судье
28.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.02.2015Предварительное судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
13.04.2015Судебное заседание
16.04.2015Судебное заседание
18.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2016Дело оформлено
18.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее