Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-686/2021 ~ М-656/2021 от 17.09.2021

Дело № 2-686/2021, № 12RS002-01-2021-002317-97 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 21 декабря 2021 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием старшего помощника прокурора Липиной М.А., от ответчика главы администрации Демина П.В., от третьих лиц: ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» по доверенности от <дата> Тарасова С.В., от Приволжского управления Ростехнадзора по доверенности от <дата> Куренкова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Звениговского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл об обязании принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной линии электропередачи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Звениговского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился к Красногорской городской администрации (далее ответчик, городская администрация) с иском, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) просил возложить на ответчика обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной линии электропередачи ВЛ - 0,4 кВ, отходящей от КТП № 270П и обеспечивающей электроснабжением жилые дома по <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. В обоснование иска указано, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики установлено, что на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» имеются бесхозяйные недвижимые объекты (бесхозяйные объекты электроснабжения), которые являются объектами коммунальной инфраструктуры, постановка которых на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного имущества не осуществлена. Упомянутые объекты, от функционирования которых зависит электроснабжение населения, проживающего по <адрес>, ни у одной организации на учете не стоят и являются бесхозяйными. На основании положений ст. ст. 14, 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 225 ГК РФ, прокурор просит о принятии мер по постановке в установленном законом порядке бесхозяйного имущества на учет.

В судебном заседании старший помощник прокурора Липина М.А. уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Красногорская городская администрация в лице главы администрации Демина П.В. против удовлетворения требований не возражал, за исключением линии электропередачи, ведущей к Кленовогорскому лесничеству ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».

Третье лицо Приволжское управление Ростехнадзора в Республике Марий Эл в лице представителя Куренкова А.Г. объясняло, что часть опор линии электропередачи по <адрес> находятся ветхом состоянии и нуждаются в замене. Представитель обращал внимание, что КТП № 270П и отходящие от нее линии электропередачи ВЛ - 0,4 кВ технологически связаны, как и линия, снабжающая электроэнергией административное здание Кленовогорского лесничества, а потому эти объекты подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйных органом местного самоуправления.

Третье лицо ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в лице представителя Тарасова С.В. полагало требования подлежащими удовлетворению, спорные объекты электроэнергетики – бесхозяйными, отрицая наличие вещных прав учреждения в отношении них, а также КТП № 270П.

Иные третьи лица ПАО «Россети Центр и Приволжье», ПАО «ТНС энерго Марий Эл», МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерство природных ресурсов Российской Федерации в письменных отзывах полагали о наличии оснований к удовлетворению требований прокурора.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Мариэнерго» указывало, что по спорным линиям электропередачи осуществляется переток электрической энергии потребителям, опосредованно присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, муниципальное образование в случае выявления бесхозяйного имущества, в том числе предназначенного для электроснабжения населения, должно принять такое имущество на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации снабжения населения коммунальными ресурсами. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Как указывает истец, спорные объекты электросетевого хозяйства никем не обслуживаются и часть из них находится в аварийном состоянии.

Судом установлено, и участвующими в деле лицами не оспаривалось, что права на указанные объекты в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.

Красногорская городская администрация с заявлением о постановке на учет как безхозяйной линии электроснабжения по <адрес> в Управление Росреестра по Республике Марий Эл не обращалась.

Поводом для обращения прокурора в суд послужило коллективное заявление от <дата> жителей <адрес>, проживающих по <адрес>, о ненадлежащем техническом состоянии трансформаторной подстанции и ВЛ 0,4 кВ, техническое обслуживание и ремонт которых никем не производятся. Просили принять меры прокурорского реагирования по установлению обслуживающей организации либо передаче оборудования на баланс Городского поселения Красногорский.

Из представленных в Приволжское управление Ростехнадзора сетевыми организациями и органами местного самоуправления сведений следует, что собственник линии электропередач ВЛ-0,4 кВ по <адрес> не установлен.

Из акта осмотра объекта электросетевого хозяйства от <дата>, составленного старшим помощником прокурора Липиной М.А., совместно с главой Красногорской городской администрации Деминым П.В., представителями ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Тарасовым С.В., Никифоровым П.Н., начальником Волжского РЭС ПАО «Россети Центр и Приволжье» Каримовым Р.З., представителем ПАО «ТНС энерго Марий Эл», специалистом Приволжского управления Ростехнадзора в Республике Марий ЭЛ Куренковым А.Г. следует, что произведен осмотр линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, отходящей от КТП 270П в <адрес>. В ходе проведенного осмотра установлено, что КТП П расположена на бетонных плитах. От КТП отходят 6 линий (фидеров), 1 из них уличного освещения (0,23 кВ). Линия электропередачи проходит в направлении административного здания Кленовогорского лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра». До Кленовогорского лесничества установлены 2 железобетонные опоры. На территории лесничества установлена промежуточная угловая опора линии электропередачи. На данной опоре линия электропередачи делится на 2 воздушные линии, которые уходят в сторону индивидуальных жилых домов по <адрес>. При этом участвующими в деле лицами не оспаривалось, что опоры ЛЭП установлены на землях населенных пунктов.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от <дата>, граница балансовой принадлежности между филиалом ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Мариэнерго» и ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» расположена на опоре ВЛ-1006 ПС 35 кВ кленовая Гора. При этом КТП П включена в зону ответственности ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».

Административное здание Кленовогорское лесничество, <адрес> диспетчерским наименованием присоединения ПС Кленовая Гора›ЛЭП-1006›ТП № 270П как точка поставки электроэнергии закреплена в заключенном между ПАО «ТНС энерго Марий Эл» и ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» контракте энергоснабжения от <дата>.

Судом установлено, поскольку ответчиком доказательств иного в материалы дела не представлено, что спорные объекты (включая опоры, воздушные линии) являются неотъемлемой технологической частью единого линейного объекта (линии электропередач). Отделить провода, ведущие к Кленовогорскому лесничеству ни физически, ни технологически невозможно, а потому доводы ответчика в этой части суд признает несостоятельными.

При этом судом принимается во внимание, что при разрешении спора между ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и ПАО «ТНС энерго Марий Эл» об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта энергоснабжения, по делу № А38-7027/2017 арбитражным судом Республики Марий Эл дана оценка доводам ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» об исключении КТП № 270П в качестве точки поставки энергии. Порядок пользования ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» объектами электросетевого хозяйства, нахождение на их территории, отнесение его к балансовой и эксплуатационной ответственности учреждения, схема технологического присоединения, характеристики присоединенных объектов не изменены и не выведены из эксплуатации. Оснований полагать данные выводы ошибочными у суда при рассмотрении настоящего спора не имеется, как и оснований для выхода за пределы заявленных прокурором требований по доводам Приволжского управления Ростехнадзора.

Участвующими в деле лицами наличие у спорных кабельных линий совокупности установленных в ст. ст. 130, 131 ГК РФ признаков не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты электросетевого хозяйства имеют признаки бесхозяйного имущества, посредством указанных объектов осуществляется непосредственное электроснабжение населенного пункта - <адрес>, а потому обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной линии электропередачи относится к полномочиям городской администрации.

Судом установлено и участвующими в деле лицами это не оспаривалось, что в отношении спорных объектов мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества органом местного самоуправления не принято.

Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.

При таких обстоятельствах, когда непринятие мер по постановке на учет объекта может привести к перебоям электроснабжения населения, проживающего по <адрес>, в целях предотвращения состояния длительной заброшенности объектов, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Заявленный прокурором срок устранения выявленных нарушений суд считает необходимым и достаточным как для изыскания денежных средств для изготовления технической и иной необходимой документации на объект электроснабжения, собственник которого не установлен, так и проведения мероприятий, связанных с постановкой этого объекта в регистрирующем органе на учет как бесхозяйного.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на Красногорскую городскую администрацию Звениговского муниципального района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением и необходимыми для осуществления регистрационных действий документами о постановке на учет в качестве бесхозяйной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, отходящей от КТП № 270П и обеспечивающей электроснабжением жилые дома по <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2021 года

2-686/2021 ~ М-656/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Звениговского р-на
Ответчики
Красногорская городская администрация
Другие
МТУ Росимущество в Республике Мордовия, Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Управление Росреестра по РМЭ
ФГБУ НП "Марий Чодра"
ПАО "ТНС энерго Марий Эл
Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по РМЭ
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
АО "Россети Центр и Приволжье"
Суд
Звениговский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Юпуртышкина С.В.
Дело на странице суда
zvenigocsky--mari.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2021Предварительное судебное заседание
03.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее