УИД 59RS0004-01-2022-000145-13
Судья Евдокимова Т.А.
Дело № 7-820/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 17 мая 2022 г. в г. Перми жалобу заместителя главного государственного лесного инспектора Пермского края Т. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ",
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах-старшего государственного лесного инспектора Пермского края № 02-07/13-21 от 25 ноября 2021 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (далее по тексту – ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Т. № 02-07/37-21-Р от 22 декабря 2021 г. постановление по делу об административном правонарушении от 25 ноября 2021 г. в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14 марта 2022 г. вышеуказанные акты по делу об административном правонарушении отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заместитель главного государственного лесного инспектора Пермского края Т. просит об отмене решения судьи районного суда, полагая об ошибочности выводов судьи районного суда и отсутствии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании в краевом суде, заместитель главного государственного лесного инспектора Пермского края Т., представитель ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", защитники Д., В., К., Р., извещенные надлежаще, участия не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшегося решения судьи районного суда не находит.
Согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 566 от 7 мая 2019 г. утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее по тексту – Правила № 566).
На основании пункта 3 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - лесная декларация).
Согласно части 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" по договору аренды лесного участка от 5 декабря 2018 г. ** передан во временное пользование лесной участок, общей площадью 2,5771 га. под строительство автомобильных дорог на месторождения Дороховской группы ЦДНГ-1 по адресу: ****, площадью 2,4043 га.
По договору аренды лесного участка от 5 декабря 2018 г. ** согласно Актов технической приемки лесных культур провело окончательные работы 31 мая 2021 г. по компенсационному лесовосстановлению на площади 1,5571 га. на территории Чайковского лесничества в квартале ** выделе ** в неустановленный срок, который определен в соответствии с лесной декларации ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" в феврале 2021 г., что является нарушением пункта 5 Правил № 566.
Срок окончания действия лесной декларации, предусмотренный статьей 26 ЛК РФ и в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений – 10 февраля 2020 г.
Основанием для привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" 14 февраля 2019 г. подана лесная декларация, срок окончания действия лесной декларации - 10 февраля 2020 г., следовательно, общество должно было выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в срок не позднее 10 февраля 2021 г., однако в установленный срок работы не выполнило.
Отменяя постановление и решение должностных лиц административного органа, судья районного суда, исходил из того, что материалами дела не подтверждается, что после рассмотрения дела об административном правонарушении по существу должностным лицом была объявлена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья краевого суда не находит оснований не согласиться с указанными выводами судьи районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление и решение должностных лиц, пришел к верному выводу о нарушении должностным лицом административного органа процессуальных норм, предусмотренных часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ в связи с отсутствием в материалах дела резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении, поскольку из материалов дела не следует, что после окончания рассмотрения дела по существу должностным лицом административного органа было объявлено принятое по делу постановление.
Также судьей районного суда обоснованно указано на наличие обстоятельств, свидетельствующих о существенном нарушении требований пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, поскольку должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления, защитнику не были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ.
Из постановления о назначении административного наказания № 02-07/13-21 от 25 ноября 2021 г. должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении права защитнику разъяснены 26 ноября 2021 г. при вручении ему копии постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для реализации права юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и допущено существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами судьи районного суда в части отмены постановления и решения должностных лиц административного органа следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела.
Судья районного суда, установив, что ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" 14 февраля 2019 г. подана лесная декларация, срок окончания действия лесной декларации - 10 февраля 2020 г., следовательно, общество должно было выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в срок не позднее 10 февраля 2021 г., прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть жалобу на постановление и решение должностных лиц и влекущих по своим правовым последствиям отмену решения судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14 марта 2022 г., по делу не допущено.
При таком положении, с учётом невозможности в силу части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, при отсутствии нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили судье рассмотреть полно и объективно рассмотреть жалобу на постановление и решение должностных лиц административного органа, правовые основания для отмены решения судьи районного суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14 марта 2022 г. оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного лесного инспектора Пермского края Т. – без удовлетворения.
Судья: подпись.