Дело № 2-2398/2022
59RS0027-01-2022-003080-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермского края 23 сентября 2022 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Обориной Е.И.,
с участием прокурора Захаровой Ю.В.,
представителя ответчика Севастьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с нормативными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края с учетом уточнения о возложении обязанности привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения по <адрес> общей протяженностью 413 м. c кадастpовым номером № в соответствие c требованиями СП 42.1333.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ГОСТ P 50597-2017 «Национaльный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ P 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; дорогу общего пользования местного значения «<адрес> общей протяженностью 54614 м. c кадастpовым номером № – до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кунгурского муниципального округа законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что автомобильная дорога по <адрес> на момент прокурорской проверки не отвечала нормативным требованиям. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> Кунгурским городским прокурором внесено представление №, которое было рассмотрено, признано законным и обоснованным, однако, до настоящего времени вышеуказанные автомобильные дороги не отвечают нормативным требованиям, ранее выявленные недостатки их технического и эксплуатационного состояния не устранены. Полагает, что бездействие администрации Кунгурского муниципального округа нарушает права участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам РФ, поскольку в связи с ненормативным состоянием автодороги создаются аварийные условия, что может повлечь за собой риск для жизни и здоровья участников дорожного движения.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика исковые требования признала, не отрицая наличие у ответчика данной обязанности, просила предоставить более длительный срок для исполнения решения суда.
Представитель третьего лица МО МВД России «Кунгурский» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, считает уточненный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») в качестве основных задач определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Частью 1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
B силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходными обязательствами муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.
B соответствии co ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и o дорожной деятельности в Российской Федерации и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
B ст. 3 Закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, a также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии c требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, a также организации дорожного движения, в т.ч. посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Судом установлено:
Кунгурской городской прокуратурой по коллективному обращению жителей <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кунгурского муниципального округа законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. /л.д.11-12/.
В ходе проверки, проведенной совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский», установлено, что автомобильная дорога по <адрес>) не отвечает нормативным требованиям: покрытие автомобильной дороги по <адрес> имеет переходный тип и ширину от 4 до 4,5 м., что не соответствует требованиям таблицы № СП 42.1333.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; на данной дороге отсутствует стационарное электрическое освещение при возможности подключения к сетям распределения электроэнергии (п. 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007); на пересечении улиц <адрес> отсутствуют технические средства организации дорожного движения, определяющие порядок движения, а именно: дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу» (ГОСТ 52289-2019); на покрытии дороги сформированы повреждения, просадки в виде колейности глубиной от 5 до 10 см. (п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017). Участок автомобильной дороги «<адрес>» (от <адрес> протяженностью 16 км.) отнесен к IV категории дорог. На момент прокурорской проверки автомобильная дорога находилась в неудовлетворительном состоянии, несущем прямую угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения: дорожное полотно проезжей части с 042 км. по 043 км., в т.ч. после моста через <адрес> (по направлению к <адрес>) имеет многочисленные повреждения, неровности, выбоины. Верхние слои дорожной одежды имеют общую неровность, значительный износ; опасные участки дороги (спуск, подъем, с высотой насыпи более 2 м., кривая в плане), расположенные на 48, 49 и 50 км. Не обустроены удерживающим барьерным ограждением, а также дорожными знаками 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» (ГОСТ 52289-2019); отсутствует стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги, проходящей по территории населенного пункта и на расстоянии 100 м. от него при возможности подключения к сетям распределения электроэнергии (п. 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007); в связи с износом верхних слоев дорожной одежды покрытие проезжей части с 051+543 км. по 055+631 км. имеет общую неровность как в поперечном, так и в продольном профиле, устранение данного недостатка возможно в рамках проведения ремонта асфальтобетонного покрытия; на участке автомобильной дороги с 055+320 км. по 056+845 км. отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) (п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007). /л.д.14,15-29/.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> Кунгypским городским прокурором внесено представление № об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности и БДД, о благоустройстве /л.д.33-38/.
Администрация Кунгурского муниципального округа <адрес> является органом местного самоуправления муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ».
По сведениям администрации Кунгурского муниципального округа <адрес>, муниципальный контракт на содержание автодороги <адрес> не заключен в связи с недостаточностью средств, переданных из бюджета Сергинского сельского поселения (218000 руб.). Обращений граждан по вопросу приведения в нормативное состояние указанных дорог в ДД.ММ.ГГГГ не поступало. Содержание автодороги «<адрес>» осуществляется ИП Осетровым С.А. на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Контроль за исполнением контракта проводится путем плановых и внеплановых контрольных проверок качества содержания в натуре не менее 2 раз в месяц. За истекший период предписаний подрядной организации не выдавалось, штрафные санкции не применялись. Ремонт автодороги «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ и плановом периоде ДД.ММ.ГГГГ не запланирован. /л.д.39-41/.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в бюджете Кунгурского муниципального округа на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ ремонт автодороги общего пользования «<адрес>» не запланирован. На сегодняшний день в условиях текущей экономической нестабильности дополнительные финансовые средства на ремонт указанной автодороги в бюджете Кунгурского муниципального округа отсутствуют.
Согласно п.5 ст.3 Устава Кунгурского муниципального округа Пермского края, утвержденного Решением Думы Кунгурского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах Кунгурского муниципального округа при осуществлении дорожной деятельности возлагается на администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес>.
Согласно акту обследования улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на всем протяжении <адрес> автодорога как инженерное сооружение отсутствует, движение осуществляется по самонакатанному полотну земли, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019 улично-дорожная сеть не обустроена техническими средствами организации дорожного движения. /л.д.48-53/.
Согласно акту обследования автомобильной дороги «<адрес>» с км 020+230 по км 055+600 Кунгурского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ установлены недостатки эксплуатационного состояния в покрытии проезжей части, в отсутствии удерживающих барьерных ограждений, дорожных знаков, отсутствии электрического освещения, тротуаров /л.д.54-61/, что не позволяет обеспечить безопасное движение автотранспорта, в частности, автомашин МЧС и скорой медицинской помощи, в связи с чем, сохраняется угроза жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в удаленных населенных пунктах.
Суд считает, что ненадлежащее состояние автомобильных дорог общего пользования «<адрес>» и в <адрес>, влекущее невозможность обеспечить по ним бесперебойное автомобильное движение, нарушает права неопределенного круга лиц.
Обязанность по осуществлению требуемых действий должна быть возложена на ответчика, являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа федеральными законами и законами <адрес>, организация, проектирование и строительство дорог в границах муниципального округа относится к вопросам местного значения Кунгурского муниципального округа <адрес>.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что администрацией Кунгурского муниципального округа в нарушение возложенных на нее законом полномочий не принято мер по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на Сергинской и Насадской сельских территориях Кунгурского муниципального округа <адрес>.
Ответчик является одним из главных распорядителей средств бюджета муниципального округа, в том числе, и распорядителем бюджетных средств, заложенных на дорожное хозяйство.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным заявленные Кунгурским городским прокурором исковые требования к администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
обязать администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> (ИНН №, ОГРН №) привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения по <адрес> общей протяженностью 413 м. с кадастровым номером № в соответствие с требованиями СП 42.1333.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
обязать администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения «<адрес> общей протяженностью 54 614 м. с кадастровым номером № в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в следующем порядке:
1. обустроить опасные участки дороги (спуск, подъем, с высотой насыпи более 2 м., кривая в плане), на 48 - 50 км. удерживающим барьерным ограждением, дорожными знаками 1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота» в срок ДД.ММ.ГГГГ;
2. обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильной дороги, проходящие по территории населенных пунктов <адрес> и на расстоянии 100 м. от них, а также в местах расположения пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 – 5.19.2 «Пешеходный переход» в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
3. провести ремонт покрытия автомобильной дороги на участках с 31+000 км. по 32+000 км., с 35+000 км. по 36+500 км., с 044+270 км. по 051+543 км., с 051+543 км. по 055+600 км. в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
4. устранить отдельное повреждение покрытия проезжей части (просадки) на 21 км. автомобильной дороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
5. обустроить тротуаром участок автомобильной дороги с 055+320 км. по 056+845 км. в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
6. осуществить замену дорожных знаков в местах расположения пешеходных переходов с 20+230 км. по 20+288 км., с 23+122 км. по 23+126 км., с 27+334 км. по 27+338 км., с 29+820 км. по 29+824 км., с 29+169 км. по 29+173 км., с 36+094 км. по 36+098 км., с 43+186 км. по 43+190 км., с 44+152 км. по 44+156 км., с 52+885 км. по 52+889 км. на дорожные знаки 5.19.1 – 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.Н.Головкова