Дело № 2-254/2013
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Андреаполь 01 ноября 2013 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева С. А.,
при секретаре Синёвой Е. В.,
с участием заместителя прокурора Андреапольского района Акимовой Е. М.,
истцов Акутёнок А. А. и Шабохиной Л. В.,
представителей ответчика ООО «<адрес>» - Мининой Г. Г., Михайловой О. В.,
представителя третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° – ДУ РћРџ В«<адрес>В» РћРћРћ В«<адрес>В» - РЇРЅРѕРІСЃРєРѕР№ Р. Рџ.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах <данные изъяты>: Акутёнок А.А., Смирновой Г.В., Смирновой Н.Н. и <данные изъяты> Шабохиной Л.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>», третье лицо – ДУ ОП «<адрес>» ООО «<адрес>», о возложении обязанности провести перерасчет платы за водоотведение жидких бытовых отходов и прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд в интересах <данные изъяты>: Акутёнок А. А., Смирновой Г. В., Смирновой Н. Н., <данные изъяты> Шабохиной Л. В., с иском к ООО «<адрес>» о возложении обязанности провести перерасчет платы за водоотведение жидких бытовых отходов и прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Андреапольского района по обращению жителей домов № по <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства при предоставлении коммунальных услуг в деятельности ООО «<адрес>».
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес> и <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ всю систему водоснабжения <адрес>.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
- плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» предусматривает сбор, удаление, обезвреживание и утилизация жидких бытовых отходов, как отдельного вида отходов из не канализированных зданий.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
При этом, в ходе проведении проверки установлено, что дома № по <адрес>, не имеют централизованной системы водоотведения, ООО «<адрес>» не является управляющей компанией в отношении данных домов, так как с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени дома находятся на обслуживании управляющей компании ООО «<адрес>».
То есть, в нарушение ст. 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ст. 154 Жилищного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» начисляет жителям домов № по <адрес>, в том числе, Акутёнок А. А., Смирновой Г. В., Шабохиной Л. В., Смирновой Н. Н. по статье водоотведение – вывоз жидких бытовых отходов, относящихся к перечню услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и оплачиваемое в составе платы за содержание общего имущества дома, вносимой вышеуказанными лицами ежемесячно в ООО «<адрес>».
Просит: обязать ООО «<адрес>» провести перерасчет платы за водоотведение ЖБО и вернуть Акутёнок А.А., зарегистрированной по адресу: <адрес>, Смирновой Г.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, Шабохиной Л.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, Смирновой Н.Н., зарегистрированной по адресу: <адрес>, денежные средства, полученные в счет платы за водоотведение жидких бытовых отходов, начисленных с ДД.ММ.ГГГГ, а также прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО вышеуказанным лицам.
Определениями Андреапольского районного суда Тверской области от 17 октября и 28 октября 2013 года, по ходатайству представителя ответчика ООО «<адрес>», привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ДУ ОП «<адрес>» ООО «<адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, гражданские дела №№ 2-228/2013, 2-229/2013, 2-253/2013 и 2-254/2013 объединены в одно производство.
В судебном заседании заместитель прокурора Акимова Е. М. и истица Шабохина Л. В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Рстица Акутёнок Рђ. Рђ. РІ судебном заседании отказалась РѕС‚ исковых требований РІ части возвращения ей денежных средств, полученных РћРћРћ В«<адрес>В» РІ счет платы Р·Р° водоотведение ЖБО, начисленных СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ остальной части исковые требования поддержала полностью.
Рстцы РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р“. Р’. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рќ. Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела РѕС‚ РЅРёС… РЅРµ поступило, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РёС… неявка РІ судебное заседание РЅРµ является препятствием для рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие.
Представители ответчика ООО «<адрес>» - Минина Г. Г, Михайлова О. В, в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили (согласно представленного ДД.ММ.ГГГГ отзыва на исковое заявление), что ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес> и <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ полностью систему водоснабжения и водоотведения <адрес>. ООО «<адрес>», производит услуги по откачке, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов. Данный вид услуг ООО «<адрес>» выставляет к оплате жителям, так как управляющая компания ООО «<адрес>» не заключила с ООО «<адрес>» договор на вывоз ЖБО, согласно ст. 445 ГК РФ «Заключение договора в обязательном порядке», ООО «<адрес>» обязано заключить договор на вывоз ЖБО. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № №, ООО «<адрес>» сообщает, что вывоз ЖБО не включен в договор на управление жилым фондом. В ДД.ММ.ГГГГ собственники домов провели собрания, на которых приняли решение о порядке вывоза и оплате вывоза ЖБО (копии решений прилагаются). Однако жители <адрес> копии решений не предоставили, то есть не уведомили Управляющую компанию и ресурсоснабжающую организацию о своем решении. При обращении жителей в ООО «<адрес>» по вопросу откачки и вывоза ЖБО, работники данной управляющей компании направляют всех обратившихся с данным вопросом в ООО «<адрес>». На доске объявлений в ООО «<адрес>» выставлено соответствующее объявление. ООО «<адрес>» вынужден производить данный вид услуг и выставлять его к оплате жителям, в случае прекращения предоставления данного вида услуги, а именно отказ в откачке и вывозе ЖБО, может отразиться на природной среде. Так как Управляющая компания ООО «Северное» фактически является банкротом и злостным неплательщиком (имеется исполнительный лист о взыскании с ООО «Северное» денежных средств в пользу ООО «<адрес>»), с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ООО «<адрес>» не предпринимает никаких мер по устранению и урегулированию данного вопроса. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<адрес>» был направлен договор на вывоз ЖБО, ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» предоставило ответ на проект договора, в котором сообщено, что договор не может быть заключен в связи с отсутствием калькуляции. ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» направило письмо и.о. директору ООО «<адрес>» М.А.М. с разъяснениями по тексту договора и повторно направило проект договора с калькуляцией стоимости вывоза ЖБО. Однако протокола разногласий в адрес ООО «<адрес>» не поступило. Также отсутствует ответ о заключении договора. В настоящее время ООО «<адрес>» направляет в адрес ООО «<адрес>» письма с просьбами осуществлять сбор денежных средств на вывоз ЖБО.
Представитель третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° – ДУ РћРџ В«<адрес>В» РћРћРћ В«<адрес>В» Яновская Р. Рџ. представила отзыв РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, согласно которого, РћРћРћ В«<адрес>В» РІ силу пункта 3 действующих РґРѕ 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23.05.2006 в„– 307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденных постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 06 мая 2011 РіРѕРґР° в„– 354 Рё статьями 155 Рё 161 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІРѕ взаимоотношениях СЃ ресурсоснабжающими организациями, является исполнителем коммунальных услуг, выполняя функции управляющей организации. РџРѕ результатам проведенного открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° РїРѕ отбору управляющей организации для управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј, Муниципальным учреждением Администрация <адрес> Рё управляющей организацией РћРћРћ В«<адрес>В», ДД.РњРњ.ГГГГ заключен Договор управления многоквартирными домами (СЃ дополнительными соглашениями Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ), СЃСЂРѕРє действия которого продлен РЅР° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕ проведения РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° РїРѕ отбору управляющей компании РїРѕ управлению многоквартирными домами. Р’ соответствии СЃ приложением в„– Рє Договору, плата РїРѕ статье «содержание Рё текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома» утверждена РІ размере <данные изъяты> СЃ 1 квадратного метра жилого помещения Рё РґРѕ настоящего времени РЅРµ изменялась. РџСЂРё этом расходы РЅР° вывоз ЖБО РІ многоквартирных домах, РіРґРµ нет централизованной канализации, РІ составе указанной платы учтены РЅРµ были. РљСЂРѕРјРµ того, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ постоянным повышением СѓСЂРѕРІРЅСЏ инфляции, стоимость услуг Рё работ РїРѕ управлению многоквартирными домами, которые должны оказываться РћРћРћ В«<адрес>В», согласно утвержденного перечня, РІ настоящее время намного превышает утвержденный Договором размер РІРЅРѕСЃРёРјРѕР№ собственниками Рё нанимателями жилых помещений платы. Указанные факты РЅРµ позволяют РћРћРћ В«<адрес>В» качественно Рё РІ установленные нормативными актами СЃСЂРѕРєРё исполнять обязанности управляющей организации РїРѕ содержанию Рё ремонту общего имущества обслуживаемых многоквартирных РґРѕРјРѕРІ. Р’ соответствии СЃ Рї. 15 СЃС‚. 155 Р–Рљ Р Р¤ управляющая организация, которой РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом вносится плата Р·Р° жилое помещение Рё коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты СЃ нанимателями жилых помещений государственного Рё муниципального жилищных фондов Рё собственниками жилых помещений Рё взимать плату Р·Р° жилое помещение Рё коммунальные услуги РїСЂРё участии платежных агентов, осуществляющих деятельность РїРѕ приему платежей физических лиц. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ указанными фактами, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием РћРћРћ В«<адрес>В» СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ безвозмездное временное пользование всей РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ системы водоснабжения, РїРѕ согласованию СЃ <адрес> Рё <адрес> Рё ресурсоснабжающих компаний, полномочия РїРѕ начислению Рё СЃР±РѕСЂСѓ платы Р·Р° коммунальные услуги РїРѕ отоплению, горячему Рё холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению мест общего пользования РћРћРћ В«<адрес>В» переданы соответствующим организациям, РІ том числе СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ – РћРћРћ В«<адрес>В». Р’ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґСѓ Решениями общих собраний собственников помещений РІ многоквартирных домах <адрес>, РІ которых отсутствует централизованная система водоотведения, Р·Р° исключением РґРѕРјРѕРІ РїРѕ <адрес>, РіРґРµ проживают истцы, установлен размер платы Р·Р° вывоз ЖБО Рё определен РїРѕСЂСЏРґРѕРє ее внесения непосредственно ресурсоснабжающей организации – РћРћРћ В«<адрес>В». РџРѕ этой причине, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перечисленными выше фактами, направленный РћРћРћ В«<адрес>В» РІ адрес РћРћРћ В«<адрес>В» РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° оказание платных услуг РЅР° вывоз ЖБО РІ многоквартирных домах, РіРґРµ нет централизованной канализации, утвержден РЅРµ был. РќР° основании изложенного считают, что обязанность РїРѕ начислению платы населению Р·Р° оказываемые коммунальные услуги РїРѕ водоснабжению Рё водоотведению, Рё соответственно, ответственность Р·Р° правильность начислений добровольно приняты РЅР° себя РћРћРћ В«<адрес>В».
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3 ГПК РФ граждане вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов, а в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ всю систему водоснабжения <адрес>.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 приведенной нормы, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Как установлено в судебном заседании с истцов не взимается двойная плата за вывоз ЖБО, то есть согласно представленного ООО «<адрес>» лицевого счета истца Акутёнок А.А. видно, что статья содержание и ремонт не менялась в течение пяти лет, графы по холодному и горячему водоснабжению – не заполнены, истцам Смирновой Г. В., Шабохиной Л. В., Смирновой Н. Н., ООО «<адрес>» также не начисляет плату за услугу – «вывоз ЖБО».
Доводы о том, что между ООО «<адрес>» и ООО «<адрес>» не заключен и не утвержден договор на вывоз ЖБО, нашли совё подтверждение в судебном заседании и не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку оплата собственником содержания дома и поставленных коммунальных услуг, является обязанностью, которая должна исполняться независимо от фактического подписания сторонами договора.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой.
В ходе рассмотрения дела, прокурором не приведены доводы подтверждающие, что начисление платы за вывоз ЖБО отдельной строкой, нарушают права граждан.
РР· приведенных выше РЅРѕСЂРј РІРёРґРЅРѕ, что граждане, проживающие РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, обязаны производить оплату Р·Р° СЃР±РѕСЂ Рё вывоз твердых Рё Р¶РёРґРєРёС… бытовых отходов.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Техническими паспортами домов по <адрес>, подтверждено, что дома № являются частично благоустроенным, в доме отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение.
Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает сбор, удаление, обезвреживание и утилизацию жидких бытовых отходов как отдельного вида отходов из не канализированных зданий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В судебном заседании установлено, что дома №, по <адрес> не имеют централизованной системы водоотведения, при этом, в связи с принятием ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное временное пользование всей городской системы водоснабжения, по согласованию с администрациями <адрес> и <адрес> и ресурсоснабжающих компаний, полномочия по начислению и сбору платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению мест общего пользования, ООО «<адрес>» переданы соответствующим организациям, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ – ООО «<адрес>».
Согласно Уставу ООО «<адрес>», утвержденному решением Общего собрания учредителей Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности общества является: добыча воды, транспортировка воды, транспортировка водоотведения (канализационных стоков), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и транспортировка горячей воды, выполнение ремонтных – эксплуатационных работ, транспортные услуги, в том числе, пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспорта, общестроительные работы и услуги, строительство зданий и сооружений, производство общестроительных работ, производство прочих строительных работ, хранение и складирование, организация перевозок грузов, любые иные виды хозяйственной деятельности, в том числе, внешнеэкономическая, не запрещенные законодательством РФ.
ООО «<адрес>» в силу действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 и статьями 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняя функции управляющей организации. По результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, Муниципальным учреждением администрация <адрес> и управляющей организацией ООО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор управления многоквартирными домами (с дополнительными соглашениями к договору), срок действия которого продлен на период с ДД.ММ.ГГГГ до проведения конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирными домами. В соответствии с приложением № к Договору плата по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома» утверждена в размере <данные изъяты> с 1 квадратного метра жилого помещения и до настоящего времени не изменялась. Расходы на вывоз ЖБО в многоквартирных домах, где нет централизованной канализации, в составе указанной платы учтены не были. В связи с постоянным повышением уровня инфляции, стоимость услуг и работ по управлению многоквартирными домами, которые должны оказываться ООО «<адрес>», согласно утвержденного перечня, в настоящее время намного превышает утвержденный Договором размер вносимой собственниками и нанимателями жилых помещений платы. Указанные факты не позволяют ООО «<адрес>» качественно и в установленные нормативными актами сроки исполнять обязанности управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов.
В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. Данное изменение внесено в целях удобства граждан.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе и распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно п. 16 Правил предоставления услуг по вывозу ТБО и ЖБО, утвержденных Постановлением Правительства РФ 10.02.1997 г. за N 155, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Доводы прокурора о том, что заказ на услуги по вывозу ЖБО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», оформляется в письменной форме и ежемесячное выставление ООО «<адрес>» платы за вывоз ЖБО, не является надлежащим оформлением заказа на данную услугу, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются письменными доказательствами по делу в виде квитанций, которые в силу п. 7 указанного нормативного акта, являются подтверждением соблюдения письменной формы и надлежащим оформлением заказа на данную услугу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что интересы истцов не нарушены, услуга – «вывоз ЖБО» и начисление платы за оказание данной услуги, оказываются ООО «<адрес>» законно и обоснованно.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимости от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, пока не доказано обратное, при установленных выше обстоятельствах, оснований для вывода о незаконности начисления платы за вывоз ЖБО не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Андреапольского района Тверской области РІ интересах <данные изъяты>: Акутёнок Рђ.Рђ., РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р“.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рќ.Рќ. Рё <данные изъяты> Шабохиной Р›.Р’. Рє Обществу СЃ ограниченной ответственностью В«<адрес>В», третье лицо – ДУ РћРџ В«<адрес>В» РћРћРћ В«<адрес>В», Рѕ возложении обязанности провести перерасчет платы Р·Р° водоотведение Р¶РёРґРєРёС… бытовых отходов Рё прекратить начисление платы Р·Р° водоотведение ЖБО, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С. А. Алексеев
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 13 февраля 2014 года решение Андреапольского районного суда Тверской области от 01 ноября 2013 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах- <данные изъяты>: Акутенок А.А., Смирновой Г.В., Смирновой Н.Н. и <данные изъяты> Шабохиной Л.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>», о прекращении начисления платы за водоотведение ЖБО.
В указанной части постановлено новое решение.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО Акутенок А.А., Смирновой Г.В., Смирновой Н.Н. и Шабохиной Л.В..
В остальной части решение Андреапольского районного суда Тверской области от 01 ноября 2013 года оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора Андреапольского района Тверской области – без удовлетворения.
Дело № 2-254/2013
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Андреаполь 01 ноября 2013 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева С. А.,
при секретаре Синёвой Е. В.,
с участием заместителя прокурора Андреапольского района Акимовой Е. М.,
истцов Акутёнок А. А. и Шабохиной Л. В.,
представителей ответчика ООО «<адрес>» - Мининой Г. Г., Михайловой О. В.,
представителя третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° – ДУ РћРџ В«<адрес>В» РћРћРћ В«<адрес>В» - РЇРЅРѕРІСЃРєРѕР№ Р. Рџ.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах <данные изъяты>: Акутёнок А.А., Смирновой Г.В., Смирновой Н.Н. и <данные изъяты> Шабохиной Л.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>», третье лицо – ДУ ОП «<адрес>» ООО «<адрес>», о возложении обязанности провести перерасчет платы за водоотведение жидких бытовых отходов и прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд в интересах <данные изъяты>: Акутёнок А. А., Смирновой Г. В., Смирновой Н. Н., <данные изъяты> Шабохиной Л. В., с иском к ООО «<адрес>» о возложении обязанности провести перерасчет платы за водоотведение жидких бытовых отходов и прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Андреапольского района по обращению жителей домов № по <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства при предоставлении коммунальных услуг в деятельности ООО «<адрес>».
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес> и <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ всю систему водоснабжения <адрес>.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
- плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» предусматривает сбор, удаление, обезвреживание и утилизация жидких бытовых отходов, как отдельного вида отходов из не канализированных зданий.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
При этом, в ходе проведении проверки установлено, что дома № по <адрес>, не имеют централизованной системы водоотведения, ООО «<адрес>» не является управляющей компанией в отношении данных домов, так как с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени дома находятся на обслуживании управляющей компании ООО «<адрес>».
То есть, в нарушение ст. 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ст. 154 Жилищного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» начисляет жителям домов № по <адрес>, в том числе, Акутёнок А. А., Смирновой Г. В., Шабохиной Л. В., Смирновой Н. Н. по статье водоотведение – вывоз жидких бытовых отходов, относящихся к перечню услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и оплачиваемое в составе платы за содержание общего имущества дома, вносимой вышеуказанными лицами ежемесячно в ООО «<адрес>».
Просит: обязать ООО «<адрес>» провести перерасчет платы за водоотведение ЖБО и вернуть Акутёнок А.А., зарегистрированной по адресу: <адрес>, Смирновой Г.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, Шабохиной Л.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, Смирновой Н.Н., зарегистрированной по адресу: <адрес>, денежные средства, полученные в счет платы за водоотведение жидких бытовых отходов, начисленных с ДД.ММ.ГГГГ, а также прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО вышеуказанным лицам.
Определениями Андреапольского районного суда Тверской области от 17 октября и 28 октября 2013 года, по ходатайству представителя ответчика ООО «<адрес>», привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ДУ ОП «<адрес>» ООО «<адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, гражданские дела №№ 2-228/2013, 2-229/2013, 2-253/2013 и 2-254/2013 объединены в одно производство.
В судебном заседании заместитель прокурора Акимова Е. М. и истица Шабохина Л. В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Рстица Акутёнок Рђ. Рђ. РІ судебном заседании отказалась РѕС‚ исковых требований РІ части возвращения ей денежных средств, полученных РћРћРћ В«<адрес>В» РІ счет платы Р·Р° водоотведение ЖБО, начисленных СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ остальной части исковые требования поддержала полностью.
Рстцы РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р“. Р’. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рќ. Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела РѕС‚ РЅРёС… РЅРµ поступило, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РёС… неявка РІ судебное заседание РЅРµ является препятствием для рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие.
Представители ответчика ООО «<адрес>» - Минина Г. Г, Михайлова О. В, в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили (согласно представленного ДД.ММ.ГГГГ отзыва на исковое заявление), что ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес> и <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ полностью систему водоснабжения и водоотведения <адрес>. ООО «<адрес>», производит услуги по откачке, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов. Данный вид услуг ООО «<адрес>» выставляет к оплате жителям, так как управляющая компания ООО «<адрес>» не заключила с ООО «<адрес>» договор на вывоз ЖБО, согласно ст. 445 ГК РФ «Заключение договора в обязательном порядке», ООО «<адрес>» обязано заключить договор на вывоз ЖБО. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № №, ООО «<адрес>» сообщает, что вывоз ЖБО не включен в договор на управление жилым фондом. В ДД.ММ.ГГГГ собственники домов провели собрания, на которых приняли решение о порядке вывоза и оплате вывоза ЖБО (копии решений прилагаются). Однако жители <адрес> копии решений не предоставили, то есть не уведомили Управляющую компанию и ресурсоснабжающую организацию о своем решении. При обращении жителей в ООО «<адрес>» по вопросу откачки и вывоза ЖБО, работники данной управляющей компании направляют всех обратившихся с данным вопросом в ООО «<адрес>». На доске объявлений в ООО «<адрес>» выставлено соответствующее объявление. ООО «<адрес>» вынужден производить данный вид услуг и выставлять его к оплате жителям, в случае прекращения предоставления данного вида услуги, а именно отказ в откачке и вывозе ЖБО, может отразиться на природной среде. Так как Управляющая компания ООО «Северное» фактически является банкротом и злостным неплательщиком (имеется исполнительный лист о взыскании с ООО «Северное» денежных средств в пользу ООО «<адрес>»), с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ООО «<адрес>» не предпринимает никаких мер по устранению и урегулированию данного вопроса. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<адрес>» был направлен договор на вывоз ЖБО, ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» предоставило ответ на проект договора, в котором сообщено, что договор не может быть заключен в связи с отсутствием калькуляции. ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» направило письмо и.о. директору ООО «<адрес>» М.А.М. с разъяснениями по тексту договора и повторно направило проект договора с калькуляцией стоимости вывоза ЖБО. Однако протокола разногласий в адрес ООО «<адрес>» не поступило. Также отсутствует ответ о заключении договора. В настоящее время ООО «<адрес>» направляет в адрес ООО «<адрес>» письма с просьбами осуществлять сбор денежных средств на вывоз ЖБО.
Представитель третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° – ДУ РћРџ В«<адрес>В» РћРћРћ В«<адрес>В» Яновская Р. Рџ. представила отзыв РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, согласно которого, РћРћРћ В«<адрес>В» РІ силу пункта 3 действующих РґРѕ 01.09.2012 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23.05.2006 в„– 307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденных постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 06 мая 2011 РіРѕРґР° в„– 354 Рё статьями 155 Рё 161 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІРѕ взаимоотношениях СЃ ресурсоснабжающими организациями, является исполнителем коммунальных услуг, выполняя функции управляющей организации. РџРѕ результатам проведенного открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° РїРѕ отбору управляющей организации для управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј, Муниципальным учреждением Администрация <адрес> Рё управляющей организацией РћРћРћ В«<адрес>В», ДД.РњРњ.ГГГГ заключен Договор управления многоквартирными домами (СЃ дополнительными соглашениями Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ), СЃСЂРѕРє действия которого продлен РЅР° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕ проведения РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° РїРѕ отбору управляющей компании РїРѕ управлению многоквартирными домами. Р’ соответствии СЃ приложением в„– Рє Договору, плата РїРѕ статье «содержание Рё текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома» утверждена РІ размере <данные изъяты> СЃ 1 квадратного метра жилого помещения Рё РґРѕ настоящего времени РЅРµ изменялась. РџСЂРё этом расходы РЅР° вывоз ЖБО РІ многоквартирных домах, РіРґРµ нет централизованной канализации, РІ составе указанной платы учтены РЅРµ были. РљСЂРѕРјРµ того, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ постоянным повышением СѓСЂРѕРІРЅСЏ инфляции, стоимость услуг Рё работ РїРѕ управлению многоквартирными домами, которые должны оказываться РћРћРћ В«<адрес>В», согласно утвержденного перечня, РІ настоящее время намного превышает утвержденный Договором размер РІРЅРѕСЃРёРјРѕР№ собственниками Рё нанимателями жилых помещений платы. Указанные факты РЅРµ позволяют РћРћРћ В«<адрес>В» качественно Рё РІ установленные нормативными актами СЃСЂРѕРєРё исполнять обязанности управляющей организации РїРѕ содержанию Рё ремонту общего имущества обслуживаемых многоквартирных РґРѕРјРѕРІ. Р’ соответствии СЃ Рї. 15 СЃС‚. 155 Р–Рљ Р Р¤ управляющая организация, которой РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом вносится плата Р·Р° жилое помещение Рё коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты СЃ нанимателями жилых помещений государственного Рё муниципального жилищных фондов Рё собственниками жилых помещений Рё взимать плату Р·Р° жилое помещение Рё коммунальные услуги РїСЂРё участии платежных агентов, осуществляющих деятельность РїРѕ приему платежей физических лиц. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ указанными фактами, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием РћРћРћ В«<адрес>В» СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ безвозмездное временное пользование всей РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ системы водоснабжения, РїРѕ согласованию СЃ <адрес> Рё <адрес> Рё ресурсоснабжающих компаний, полномочия РїРѕ начислению Рё СЃР±РѕСЂСѓ платы Р·Р° коммунальные услуги РїРѕ отоплению, горячему Рё холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению мест общего пользования РћРћРћ В«<адрес>В» переданы соответствующим организациям, РІ том числе СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ – РћРћРћ В«<адрес>В». Р’ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґСѓ Решениями общих собраний собственников помещений РІ многоквартирных домах <адрес>, РІ которых отсутствует централизованная система водоотведения, Р·Р° исключением РґРѕРјРѕРІ РїРѕ <адрес>, РіРґРµ проживают истцы, установлен размер платы Р·Р° вывоз ЖБО Рё определен РїРѕСЂСЏРґРѕРє ее внесения непосредственно ресурсоснабжающей организации – РћРћРћ В«<адрес>В». РџРѕ этой причине, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перечисленными выше фактами, направленный РћРћРћ В«<адрес>В» РІ адрес РћРћРћ В«<адрес>В» РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° оказание платных услуг РЅР° вывоз ЖБО РІ многоквартирных домах, РіРґРµ нет централизованной канализации, утвержден РЅРµ был. РќР° основании изложенного считают, что обязанность РїРѕ начислению платы населению Р·Р° оказываемые коммунальные услуги РїРѕ водоснабжению Рё водоотведению, Рё соответственно, ответственность Р·Р° правильность начислений добровольно приняты РЅР° себя РћРћРћ В«<адрес>В».
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3 ГПК РФ граждане вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов, а в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ всю систему водоснабжения <адрес>.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 приведенной нормы, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Как установлено в судебном заседании с истцов не взимается двойная плата за вывоз ЖБО, то есть согласно представленного ООО «<адрес>» лицевого счета истца Акутёнок А.А. видно, что статья содержание и ремонт не менялась в течение пяти лет, графы по холодному и горячему водоснабжению – не заполнены, истцам Смирновой Г. В., Шабохиной Л. В., Смирновой Н. Н., ООО «<адрес>» также не начисляет плату за услугу – «вывоз ЖБО».
Доводы о том, что между ООО «<адрес>» и ООО «<адрес>» не заключен и не утвержден договор на вывоз ЖБО, нашли совё подтверждение в судебном заседании и не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку оплата собственником содержания дома и поставленных коммунальных услуг, является обязанностью, которая должна исполняться независимо от фактического подписания сторонами договора.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой.
В ходе рассмотрения дела, прокурором не приведены доводы подтверждающие, что начисление платы за вывоз ЖБО отдельной строкой, нарушают права граждан.
РР· приведенных выше РЅРѕСЂРј РІРёРґРЅРѕ, что граждане, проживающие РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, обязаны производить оплату Р·Р° СЃР±РѕСЂ Рё вывоз твердых Рё Р¶РёРґРєРёС… бытовых отходов.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Техническими паспортами домов по <адрес>, подтверждено, что дома № являются частично благоустроенным, в доме отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение.
Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает сбор, удаление, обезвреживание и утилизацию жидких бытовых отходов как отдельного вида отходов из не канализированных зданий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В судебном заседании установлено, что дома №, по <адрес> не имеют централизованной системы водоотведения, при этом, в связи с принятием ООО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное временное пользование всей городской системы водоснабжения, по согласованию с администрациями <адрес> и <адрес> и ресурсоснабжающих компаний, полномочия по начислению и сбору платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению мест общего пользования, ООО «<адрес>» переданы соответствующим организациям, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ – ООО «<адрес>».
Согласно Уставу ООО «<адрес>», утвержденному решением Общего собрания учредителей Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности общества является: добыча воды, транспортировка воды, транспортировка водоотведения (канализационных стоков), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и транспортировка горячей воды, выполнение ремонтных – эксплуатационных работ, транспортные услуги, в том числе, пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспорта, общестроительные работы и услуги, строительство зданий и сооружений, производство общестроительных работ, производство прочих строительных работ, хранение и складирование, организация перевозок грузов, любые иные виды хозяйственной деятельности, в том числе, внешнеэкономическая, не запрещенные законодательством РФ.
ООО «<адрес>» в силу действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 и статьями 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняя функции управляющей организации. По результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, Муниципальным учреждением администрация <адрес> и управляющей организацией ООО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор управления многоквартирными домами (с дополнительными соглашениями к договору), срок действия которого продлен на период с ДД.ММ.ГГГГ до проведения конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирными домами. В соответствии с приложением № к Договору плата по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома» утверждена в размере <данные изъяты> с 1 квадратного метра жилого помещения и до настоящего времени не изменялась. Расходы на вывоз ЖБО в многоквартирных домах, где нет централизованной канализации, в составе указанной платы учтены не были. В связи с постоянным повышением уровня инфляции, стоимость услуг и работ по управлению многоквартирными домами, которые должны оказываться ООО «<адрес>», согласно утвержденного перечня, в настоящее время намного превышает утвержденный Договором размер вносимой собственниками и нанимателями жилых помещений платы. Указанные факты не позволяют ООО «<адрес>» качественно и в установленные нормативными актами сроки исполнять обязанности управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов.
В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. Данное изменение внесено в целях удобства граждан.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе и распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно п. 16 Правил предоставления услуг по вывозу ТБО и ЖБО, утвержденных Постановлением Правительства РФ 10.02.1997 г. за N 155, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Доводы прокурора о том, что заказ на услуги по вывозу ЖБО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», оформляется в письменной форме и ежемесячное выставление ООО «<адрес>» платы за вывоз ЖБО, не является надлежащим оформлением заказа на данную услугу, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются письменными доказательствами по делу в виде квитанций, которые в силу п. 7 указанного нормативного акта, являются подтверждением соблюдения письменной формы и надлежащим оформлением заказа на данную услугу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что интересы истцов не нарушены, услуга – «вывоз ЖБО» и начисление платы за оказание данной услуги, оказываются ООО «<адрес>» законно и обоснованно.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимости от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, пока не доказано обратное, при установленных выше обстоятельствах, оснований для вывода о незаконности начисления платы за вывоз ЖБО не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Андреапольского района Тверской области РІ интересах <данные изъяты>: Акутёнок Рђ.Рђ., РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р“.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рќ.Рќ. Рё <данные изъяты> Шабохиной Р›.Р’. Рє Обществу СЃ ограниченной ответственностью В«<адрес>В», третье лицо – ДУ РћРџ В«<адрес>В» РћРћРћ В«<адрес>В», Рѕ возложении обязанности провести перерасчет платы Р·Р° водоотведение Р¶РёРґРєРёС… бытовых отходов Рё прекратить начисление платы Р·Р° водоотведение ЖБО, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С. А. Алексеев
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 13 февраля 2014 года решение Андреапольского районного суда Тверской области от 01 ноября 2013 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах- <данные изъяты>: Акутенок А.А., Смирновой Г.В., Смирновой Н.Н. и <данные изъяты> Шабохиной Л.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>», о прекращении начисления платы за водоотведение ЖБО.
В указанной части постановлено новое решение.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<адрес>» прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО Акутенок А.А., Смирновой Г.В., Смирновой Н.Н. и Шабохиной Л.В..
В остальной части решение Андреапольского районного суда Тверской области от 01 ноября 2013 года оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора Андреапольского района Тверской области – без удовлетворения.