Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-43/2021 (2-595/2020;) ~ М-510/2020 от 02.11.2020

Дело №2-43/2021 (2–595/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Знаменка, Тамбовской области 29 декабря 2020 г.

Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Харьковской Т.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,

при участии в качестве органа, дающего заключение по делу помощника прокурора Знаменского района Тамбовской области Жилкина И.И.,

установил:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Харьковской Т.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 отнесено к числу служебных жилых помещений. Спорное жилое помещение было предоставлено Харьковской Т.В. и членам ее семьи в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272 на основании ордера . Согласно списку квартир, занимаемых лицами, утратившими связь с Минобороны России, предоставленному командиром войсковой части 14272, ответчик не состоит в трудовых отношениях с Минобороны России, военную службу в войсковой части 14272 не проходит. Письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиком не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчика.

В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.12.2020 г. по 29.12.2020 г. в соответствии со ст.157 ГПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания.

Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, представителем Министерства обороны РФ Бычковой Е. направлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Харьковская Т.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что никто не предупреждал, что жилье является служебным, она прожила в спорном жилом помещении длительное время. В настоящее время она является пенсионером по старости, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, иного жилья на праве собственности не имеет.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания третьи лица: ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» по доверенности Зурабкина Д.И. в отзыве исковое заявление Министерства обороны РФ просит удовлетворить в полном объеме, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч.3ст.167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц.

Помощник прокурора Знаменского района Тамбовской области Жилкин И.И. в ходе судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПКРФ, считает, что основания, предусмотренные ст. 103 ЖК РФ, для удовлетворения заявленных требований истца, отсутствуют, так как спорное жилое помещение было предоставлено, когда ответчик состояла в трудовых отношениях с войсковой частью, ответчик состоит на учете в качестве нуждающейся, является пенсионером по старости.

Заслушав ответчика, заключение прокурора, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 «О включении в число служебных квартир жилых помещений закрытого городка Знаменка-1» в число служебных жилых помещений включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.

Согласно выписке из ЕГРН Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тамбовской области» от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> является Российская Федерация (государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ); правообладателем на праве оперативного управления – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ)

Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>,в том числе и спорная <адрес> соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №3271 от 30.12.2016 г. спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и находится у последнего на балансе.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», включено в число служебных жилых помещений.

Как следует из информации, предоставленной войсковой частью 14272, сведений трудовой книжки Харьковская Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в войсковой части 14272 в должности киномеханика, уволена по п. 3 ст. 77 ТК РФ.

Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ Тамбовского района Московского военного округа Харьковской Т.В. на семью из 2 человек, в том числе на супруга ФИО6 была предоставлена <адрес> по адресу <адрес>

Согласно копии выписки по лицевому счету Жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ , квартира принадлежит нанимателю Харьковской Т.В.

В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тамбовской области в спорном жилом помещении зарегистрирована Харьковская Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).

Как следует из ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по даннымдоговорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

По смыслу приведенных выше норм права, предоставление служебного жилого помещения военнослужащим, в том числе гражданского персонала Вооруженных Сил РФ взаимоувязано с наличием отношений с организацией, предоставившей такое жилье, а прекращение этих отношений служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, за исключением случаев, перечисленных в законе.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам овыселенииграждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 2 ч.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, пенсионеры по старости.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Согласно ст. 108 ЖК РСФСР не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (п. 6).

Пункт 6 ст. 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ, с учетом установленного ст. 3 Федерального закона от 20.07.2004 г. №71-ФЗ порядка выселения лиц, указанных в п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, предусматривал, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Стаж работы Харьковской Т.В. в войсковой части 14272 на момент введения в действия ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ) составлял более 10 лет, постановлением администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Харьковская Т.В. поставлена на учет и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Харьковской Т.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимости, следовательно, она не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на основании п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР.

Кроме того, Харьковская Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости, что подтверждается справкой УПФР в г. Котовске Тамбовской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ , пенсионным удостоверение , учитывая, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и не имеет на праве собственности иного жилого помещения, Харьковская Т.В. обладает гарантиями, установленными п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, в связи с чем, иск о ее выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не может быть удовлетворен.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Харьковской Т.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении Харьковской Т.В. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.С. Тройнова

Мотивированное решение составлено 13 января 2021 года.

Судья М.С. Тройнова

2-43/2021 (2-595/2020;) ~ М-510/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Харьковская Тамара Валентиновна
Другие
Прокуратура Знаменского района тамбовской области
Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Судья
Тройнова Мария Сергеевна
Дело на сайте суда
sud4--tmb.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2020Передача материалов судье
09.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Подготовка дела (собеседование)
02.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Дело оформлено
28.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее