Дело № 10RS0011-01-2022-012476-55 (5-3279/2022)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2022 года г.Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении
ПРАСОЛОВА Арсения Олеговича, <данные изъяты>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Петрозаводский городской суд на рассмотрение поступил составленный инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску С.А. ФИО5 протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Прасолова А.О., согласно которому последнему вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в связи с тем, что: «ДД.ММ.ГГГГ около дома № № по ул. <адрес> при управлении транспортным средством <данные изъяты> г.н. № оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением и обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, а именно не прекратил противоправные действия, явившиеся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), гражданину выписано требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, которое Прасолов А.О. не выполнил, а именно не удалил покрытие, ограничивающее обзорность передних боковых стекол ТС <данные изъяты> г.н. №».
Изучив представленные административным органом материалы, прихожу к выводу о необходимости возврата названного протокола об административном правонарушении в отношении Прасолова А.О. в ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску по следующим основаниям.
В соответствие со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вынесении определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Под неполнотой представленных материалов в статье 29.4 КоАП РФ следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, понятие «достаточности» должно определяться применительно к каждому отдельному случаю.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние обвиняемого лица и формулируется обвинение, и в соответствии требованиями ч.4 ст.28.2 КоАП РФ обвиняемому лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о событии административного правонарушения (ненадлежащее описание события административного правонарушения) приводит к нарушению права обвиняемого лица на защиту, лишает его возможности объективно возражать и представлять доказательства по существу предъявленного ему обвинения, что недопустимо.
Из представленных в суд материалов дела усматривается, что по факту совершения Прасоловым А.О. ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, должностным лицом ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга вынесено требование о прекращении противоправных действий, согласно которому, в частности предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить противоправные действия и удалить покрытие (предметы) со стекол транспортного средства <данные изъяты> г.н. №, в результате которого светопропускание не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, либо в установленными дополнительными предметами или нанесенными покрытиями, ограничивающими обзорность с места водителя.
В соответствие с ч.1 ст.19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Соответственно, для решения вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, одним из юридически значимых обстоятельств, является именно законность распоряжения или требования должностного лица, а также осведомленность лица о данном требовании и наличие объективной возможности его исполнения в установленный административным органом срок.
Из текста Требования от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается факт его получения Прасоловым А.О.
Каких-либо пояснений относительно данного обстоятельства представленный в суд протокол об административном правонарушении в соответствующем разделе «объяснение» не содержит.
Согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ и справке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное Требование направлено посредством услуг почтовой связи Прасолову А.О. по адресу г. <адрес>, т.е. по адресу регистрации по месту жительства, простой почтовой корреспонденцией.
Таким образом, надлежащих доказательств, подтверждающих факт доставки Требования от ДД.ММ.ГГГГ, направленного посредством услуг почтовой связи, в материалы дела не представлено, в том числе применительно к положениям п.1 ст. 165.1 ГК РФ.
Проставленная должностным лицом в графе «требование получил» запись «от подписи отказался» в отсутствии иных сведений, достоверно подтверждающих факт выдачи копии требования привлекаемому лицу, указанное обстоятельство не подтверждает. При этом в материалах дела отсутствуют и соответствующие пояснения должностного лица.
Указанные недостатки являются существенными и не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела, в том числе применительно к положениям ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ, поскольку ставят под сомнение наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, правильность составления протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, затрагивают право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту от выдвинутого обвинения.
Учитывая вышеизложенное, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Прасолова А.О. с приложенными материалами подлежит возвращению в ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.
По смыслу действующего законодательства недостатки протокола об административном правонарушении при наличии таковых подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола об административном правонарушении, в том числе с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, об извещении привлекаемого лица о времени, дате и месте внесения таких изменений).
При этом возврат протокола в административный орган для устранения недостатков возможен только на стадии подготовки дела к рассмотрению, что соответствует положениям ст. 29.4 КоАП РФ.
Одновременно следует обратить внимание административного органа, что при установлении в ходе устранения недостатков, отраженных в настоящем судебном акте, обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4, ст.29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Возвратить протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Прасолова Арсения Олеговича с приложенными материалами в ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г.Санкт-Петербург, ВОХ №1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 26).
Судья Е.В. Лазарева