РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года с. Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Хохловой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-169/2023 по исковому заявлению Пешковой С.Ю. к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края об обязании включить дом в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа, расположенных в зоне БАМ, предоставить социальную выплату по муниципальной подпрограмме на приобретение жилого помещения на состав семьи из четырёх человек в первоочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в Каларский районный суд Забайкальского края с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что она по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу пгт. Новая Чара <адрес>. Вместе с ней в договор социального найма включены и проживают ее дети: ФИО1, ФИО2, ФИО3. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу пгт. Новая Чара <адрес> признан ветхим с большим уровнем физического износа, непригодным для проживания, а постановлением администрации ГП «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом уже признан аварийным и подлежащим сносу. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № администрация ГП «Новочарское» ей разъяснила, что переселение дома будет осуществляться в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории ГП «Новочарское», утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. В 2017 г. в вышеуказанную программу внесены изменения, согласно которым в первую очередь социальная выплата предоставляется гражданам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье. Расселение лиц, которым в связи со строительством БАМа предоставлено временное жилье, завершено в 2021 <адрес> им ни в 2021 г., ни в 2022 г. социальная выплата не предоставлена. В настоящее время ей стало известно, что переселение дома будет производится в рамках иной программы, а именно на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». То есть без их ведома и согласия их перевели из одной программы в другую. Истец с учетом письменно уточненных исковых требований просит суд обязать администрацию Каларского муниципального округа <адрес> включить дом по адресу пгт. Новая Чара <адрес> реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа <адрес>, расположенных в зоне БАМа, обязать предоставить в первоочередном порядке, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, социальную выплату на приобретение жилого помещения по муниципальной подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории МР «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие МР «<адрес>» на состав семьи 4 человека, обязать до предоставления социальной выплаты предоставить жилое помещение маневренного фонда, взыскать судебные расходы (л.д. ). В письменном отзыве на возражения ответчика истец дополнительно указывает на то, что имеет право выбора на реализацию своих жилищных прав в сроки и способом, обеспечивающими наиболее выгодные для нее условия восстановления жилищных прав, а также на то, что проживать в квартире по адресу пгт. Новая Чара <адрес> для них не безопасно, создает угрозу для их жизни и здоровья, так как в квартире перекошена крыша, провисли потолочные щиты, провалены полы, демонтировано часть радиаторов в связи с прорывами системы отопления (л.д. ).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО3, ФИО2, ФИО1 (л.д. ).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края.
В судебном заседании установлено.
Истец Пешкова С.Ю. явку в судебное заседание не обеспечила, надлежаще извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, причины неявки в суд не предоставила (л.д. ). В судебном заседании по делу ДД.ММ.ГГГГ дополнительно пояснила, что они приехали с семьей в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, муж и она сразу устроились работать в организацию «Бамстройпуть», но она до 1990 г. работала в организации сторожем без трудового договора, так как одному из детей было только 6 месяцев. По приезду в район они сначала проживали в вагончике, потом в ноябре-декабре 1988 г. им организация «Бамстройпуть» предоставила жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, в котором они с семьей жили до 2000 г., а в 2000 г. администрация ГП «Новочарское» как многодетной семье предоставила им по договору социального найма квартиру по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, где они и проживают до настоящего времени. Считает, что имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории МР «<адрес>» в первоочередном порядке, так как они с мужем работали в организации, осуществляющей строительство БАМа, которая им предоставляла для проживание временное жилье. Также пояснила, что временное соглашение на проживание в квартире по адресу пгт. Нова Чара <адрес> ею расторгнуто, так как данное жилое помещение тоже относится к аварийному, проживать в нем не возможно.
Представитель ответчика администрации Каларского муниципального округа <адрес> явку в судебное заседание не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, причины неявки в суд не предоставил (л.д. ). Согласно письменным отзывам на исковые требования разрешение вопроса о включении жилого дома по адресу пгт. Новая Чара <адрес> реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа <адрес>, расположенных в зоне БАМа, оставил на усмотрение суда, в удовлетворении остальных исковых требований просил отказать. Считает, что истец не имеет права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках вышеуказанной программы в первоочередном порядке, так как согласно трудовой книжки Пешкова С.Ю. осуществляла трудовую деятельность в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно критериям программы трудовой стаж на БАМе установлен до ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям, предоставленным АО «Тепловодоканал», Пешкова С.Ю. имеет задолженность по коммунальным услугам за квартиру по адресу пгт. Нова Чара <адрес> сумме 136 358,96 рублей, которую не оплачивает с апреля 2019 г., соответственно, при предоставлении ей жилого помещения из маневренного фонда, ситуация с оплатой будет аналогичная. В 2021 г. истцу по временному соглашению предоставлялась квартира по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, но ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о расторжении соглашения, которое было расторгнуто ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, ФИО3, Пешков С.В. явку в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается расписками, причины неявки в суд не предоставили (л.д. ). Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Пешков С.В. ходатайствует о проведении судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, в его отсутствие (л.д. ).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> также явку в судебное заседание не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом о доставке судебной корреспонденции на официальный электронный адрес «pochta@minstroy.e-zab.ru», а также посредством получения извещения о первом судебном заседании по делу после привлечения в качестве третьего лица, что подтверждается отчетом о прочтении сообщения, направленного на тот же электронный адрес, причины неявки в суд не предоставил (л.д. ).
Судом в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) принято решение о рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных, но неявившихся участников процесса.
Суд, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Подпрограммой Программы являлась следующая - «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан». Одной из задач подпрограммы являлось переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали. Срок реализации подпрограммы 2015-2020 годы.
Приложением № к подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» являлись Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно - мероприятия, ветхое и аварийное жилье), в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее соответственно - субсидии, подпрограмма).
Жилые помещения экономкласса, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (пункт 5 Правил).
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Порядок предоставления социальных выплат указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Действие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Направлением (подпрограммой) Программы является приложение № «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции».
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно - мероприятия, ветхое и аварийное жилье), и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов указанных субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - субсидия).
Жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты на приобретение жилых помещений предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (пункт 5 Правил).
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Государственная программа Забайкальского края по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа, в рамках которого предусмотрена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали».
Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ).
Задачи подпрограммы: переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа.
Сроки и этапы реализации подпрограммы: 2016-2021 гг.
Подпрограмма реализуется в один этап.
Согласно характеристике текущего состояния сферы реализации подпрограммы одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям. В рамках настоящей подпрограммы под непригодным для проживания жилищным фондом понимается жилищный фонд, включающий в себя жилые помещения, признанные непригодными для проживания, в том числе в связи с высоким (более 70%) уровнем износа, и многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне БАМа. Достижение цели будет решаться посредством выполнения задачи: переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа.
Подпрограмма будет реализовываться в 2016 - 2021 годы, в один этап.
В состав подпрограммы входит Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилыхпомещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование.
Согласно пункту 2 Порядка право на получение социальных выплат в рамках реализации настоящей подпрограммы имеют граждане, изъявившие желание переселиться в другое муниципальное образование, являющиеся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, включенных в реестр непригодных для проживания и (или) аварийных и не подлежащих реконструкции, формируемый органом местного самоуправления на текущий год, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма (далее - граждане). Социальные выплаты в первую очередь предоставляются гражданам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден комплекс мер по учету лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, для обеспечения жилыми помещениями.
Мероприятие: определение перечня документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали. Вид документа: приказ Минвостокразвития России.
Ответственный исполнитель: Минвостокразвития России, исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей. Срок исполнения: февраль 2014 г.
Согласно перечню документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, согласованному Минвостокразвития России с органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей, направленному в адрес Правительства Забайкальского края письмом Минвостокразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ, заявитель при обращении о включении его на участие в программу должен предоставить документы, удостоверяющие личность лица и членов его семьи, проживающих во временном жилье, предоставленном ему в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали (пункт 1), документы, удостоверяющие состав семьи (пункт 2), документы, подтверждающие место регистрации во временном жилье по состоянию наДД.ММ.ГГГГ (пункт 3), решение суда, подтверждающее факт проживания во временном жилье по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (при отсутствии документов, указанных в пункте 3) (пункт 4), документы, подтверждающие предоставление временного жилья (пункт 5), документы, подтверждающие отсутствие в собственности лица, проживающего во временном жилье, другого жилого помещения (пункт 6), справка органа местного самоуправления о наличии (отсутствии) договора социального найма (л.д. ).
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы», в рамках которой имеется муниципальная подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>».
Цель подпрограммы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали. Задача подпрограммы: Переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали. Данная цель будет достигаться путем решения следующей задачи - переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали. Этапы и сроки реализации подпрограммы: Муниципальная подпрограмма реализуется в один этап. Сроки реализации 2018 - 2022 годы.
Согласно пункту 5.3 Подпрограммы жилые помещения экономкласса (в том числе приобретенные на вторичном рынке жилья), приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты на приобретение жилых помещений, предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.
Поселения, согласно Комплексу мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, утвержденному распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, и руководствуясь перечнем документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали (письмо Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 26.02.2014г. №-ДД.ММ.ГГГГ), утверждают списки лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством БАМ, имеющих первоочередное право на получение жилого помещения (социальной выплаты) (л.д. ).
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются предоставление временного жилья в связи со строительством БАМа, проживание в этом жилье на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы.
Основными целями программы являются - обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан.
В рамках реализации программы необходимо решить следующие задачи - ликвидировать аварийный жилищный фонд на территории Забайкальского края; предоставить гражданам взамен аварийного жилья безопасные и комфортные жилые помещения.
Программа реализуется в шесть этапов: I этап программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; II этап программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; III этап программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; IV этап программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; V этап программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; VI этап программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.ч. 2-3 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Каларской районной службой заказчика и Пешковой С.Ю. заключен договор социального найма № в отношении квартиры по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, в качестве членов семьи нанимателя в договор включены 5 человек, в том числе ФИО3, ФИО1, ФИО1 (л.д. 8).
С 2000 г. и по настоящее время Пешкова С.Ю. зарегистрирована и проживает в вышеуказанном жилом помещении. ФИО3, ФИО1, ФИО1 также имеют регистрацию и проживают в данном жилом помещении (д.<адрес>).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № двухквартирный жилой <адрес> пгт. Новая Чара признан ветхим, с большим уровнем физического износа более 69% в процессе его эксплуатации (л.д. ). Из акта обследования данного дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание дома одноэтажное, деревянное, щитовое, 5 степени огнестойкости, дом построен по титулу «временные здания и сооружения», без устройства капитальных фундаментов, для проживания строителей БАМа. Дом построен из щитов, ранее использованных в других населенных пунктах и завезенных после разборки в <адрес>. Фундамент - деревянные стулья, зафиксированы искривления линий стен, осадка фундамента; стены бревенчатые, обшиты доской - искривление горизонтальных и вертикальных линий фасада, сильное поражение гнилью нижних и верхних венцов; перекрытие деревянное - прогиб, искривление горизонтальных линий перекрытия; перекосы оконных и дверных проемов; полы дощатые по деревянным балкам - прогибы и просадки полов, сильное отклонение от горизонтальной плоскости. Основание пола покрыто линолеумом. Кровля рубероидовая по деревянной обрешетке. Электроснабжение от существующих электросетей. Электропроводка проложена по сгораемому основанию (бумажные обои). Замер сопротивления изоляции не проводился, соединения проводов выполнены механической скруткой без пайки и опрессовки. Проводка имеет полную потерю эластичности и изоляции. Ввиду деформации строительных конструкций дома наблюдается натяжение электропроводки, что может привести к ее разрыву с последующим замыканием, не исключающим возникновение пожара. В помещении имеется характерный запах канализационных стоков. Относительная влажность и освещенность понижена. Отопление и холодное водоснабжение централизованное. Горячее водоснабжение отсутствует. Канализация - местный отстойник. Вентиляция - естественная за счет дверных и оконных проемов. Освещение - естественное и искусственное (л.д. 12-13).
Экспертным заключением ООО «ЗабКСГ» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что по состоянию на дату его составления в доме выявлены разрушение завалинки по периметру жилого дома, отсутствие утеплителя в конструкции завалинки, разрушение и деформация конструкции пола, деформации и прогибы конструкции перекрытия, следы грибка и плесени на стенах, следы протечек кровли, деформация и просадка стен. Установлено, что обследуемое здание морально устарело, его физический износ составляет 82% (л.д. 20-46).
В связи с указанным, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № данный двухквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с высоким уровнем износа 82% в процессе его эксплуатации (л.д. 19).
Постановлением администрации городского поселения «Новочарское» № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> пгт. Новая Чара признан аварийным, подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16). Пунктом 3 данного постановления предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать отселение граждан, занимающих жилой дом в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда, находящегося в зоне Байкало-Амурской магистрали (далее БАМ)», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время многоквартирный жилой дом по адресу пгт. Новая Чара <адрес> включен в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124.
Таким образом, судом установлено, что дом истицы, признанный аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ изначально состоял в реестре домов на переселение граждан в рамках подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории городского поселение «Новочарское» и ей разъяснялось, что её жилищные права будут восстановлены в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории городского поселения «Новочарское» (2011-2015 г)», утвержденной постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от ДД.ММ.ГГГГ № (письма за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 10-11).
Однако в последствии дом был исключен из участия в указанной программе и включен в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124, чем были нарушены права истицы на реализацию своих жилищных прав в сроки и способом, обеспечивающими наиболее выгодные для неё условия восстановления жилищных прав.
В настоящее время все условия для включения Пешкову С.Ю. с составом семьи 4 человека, включая детей ФИО3, ФИО1, ФИО1, в указанную программу сохранены и соблюдены, а именно у них отсутствует другое жилое помещение на территории Российской Федерации (л.д. ), они ранее не являлись получателем мер государственной поддержки на обеспечение жильем за счет бюджетных средств.
В этой связи, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истицы в части обязания ответчика включить жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес> реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа <адрес>, расположенных в зоне БАМа. При этом, суд уточнил, что включению в подпрограмму "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа <адрес>" подлежит именно <адрес> пгт. Новая Чара, а не весь дом, как просит истица, так как исковые требования судом рассмотрены в отношении только истицы и членов ее семьи, проживающих в <адрес>.
В объяснениях, данных суду, Пешкова С.Ю. указала, что приехала в <адрес> вместе с детьми и мужем в 1988 году. По приезду муж сражу устроился в организацию «Бамстройпуть», она тоже устроилась в эту же организацию сторожем, но не официально, так как дочь была 6-ти месячная, официально ее оформили только в январе 1990 г. До ноября-декабря 1988 г. они проживали во временном вагончике, затем по 2000 г. в бараке по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, предоставленном организацией «Бамстройпуть», а затем уже переехали в квартиру по адресу пгт. Новая Чара <адрес>, где проживает до настоящего времени.
Указанные пояснения истца подтверждены в судебном заседании допрошенными свидетелями ФИО7, Свидетель №2, Свидетель №1
Так, свидетель ФИО7 суду показал, что истец является женой его двоюродного брата, который умер. До 1987 г. он с семьей и семья ФИО12 проживали в <адрес>, в ноябре 1987 г. он со своей семьей переехал жить в <адрес>, а семья ФИО12 приехала в <адрес> в начале 1988 г. По приезду супруг Пешковой С.Ю. устроился в ту же организацию, где работал свидетель, а именно «Бамстройпуть», а Пешкова С.Ю. устроилась в организацию в конце 1988 г. сторожем. Сначала семья ФИО12 проживала вместе с ними в вагончике, но потом ему предоставили другое жилое помещение, и он со своей семьей переехал, а ФИО12 остались проживать в вагончике до конца 1988 <адрес> в конце 1988 г. семье ФИО12 организация «Бамстройпуть» предоставила барак в пгт. Новая Чара по <адрес>. А затем уже семья ФИО12 переехала в квартиру по <адрес>.
Аналогичные показания даны свидетелями Свидетель №2 и Свидетель №1
У суда нет оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, так как их показания отвечают требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, не противоречат совокупности собранных по делу доказательств. Свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ. Из трудовых книжек свидетелей ФИО7 и Свидетель №1 следует, что свидетели в период 1987 – 1990 гг. работали в УС «Бамстройпуть» (л.д. ).
Согласно ответу ГКУ «Государственный архив документов по личному составу <адрес>» супруг истицы ФИО8 работал в Управлении строительства «Бамстройпуть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Согласно трудовой книжке АТ-III № от ДД.ММ.ГГГГ Пешкова С.Ю. работала в Управлении строительства «Бамстройпуть» Строительно-монтажный поезд № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Из списка жилых домов, принадлежащих АО «Бамстройпуть», намеченных к передаче для совместного использования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оба дома (по адресу пгт. Новая Чара <адрес>) относятся к жилому фонду АО «Бамстропуть» 1983 года постройки с остаточной стоимостью на дату передачи 0 рублей (л.д. ).
Таким образом, судом установлено, что в период строительства БАМа истцом в качестве члена семьи супруга ФИО8 было получено временное жилье – в пгт. Новая Чара <адрес>, из которого семья в дальнейшем выехала в спорную квартиру по адресу пгт. Новая Чара <адрес> проживает в ней до настоящего времени.
При этом, жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес> также является временным строением периода строительства БАМа, истец с детьми проживала в нем на ДД.ММ.ГГГГ и проживает до настоящего времени, жилой дом признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу, с высоким уровнем износа более 82%.
Поэтому, исходя из целей и задач приведенных выше государственных жилищных программ, подпрограмм, муниципальных программ, учитывая, что работа истца была связана со строительством БАМа, постоянное проживание истца во временном жилье, отсутствие у истца иного пригодного для проживания жилья, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для первоочередного предоставления истцу социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках программы как лицу, проживающему во временном жилье, предоставленном ей в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
С учетом изложенного, суд принимает решение о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа <адрес> предоставить истцу на состав семьи 4 человека: Пешковой С.Ю., ФИО3, ФИО2, ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения по муниципальной подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории МР «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие МР «<адрес>» в первоочередном порядке, но с учетом очередности, установленной ответчиком для лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
Требования истца о предоставлении социальной выплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельными, так как объемы финансирования мероприятий подпрограммы носят плановый характер и ежегодно корректируется с учетом лимитов финансирования, выделенных Каларскому муниципальному округу <адрес> из вышестоящих бюджетов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.
Следует учитывать, что маневренный фонд не выделен законодателем в качестве самостоятельного вида жилищного фонда; жилые помещения в домах маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду, поэтому помимо специальных норм, определяющих назначение жилых помещений в домах маневренного фонда, к данному виду жилых помещений применяются также общие правила, относящиеся ко всем объектам специализированного жилищного фонда.
Частью 2 ст. 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Пункт 3.1 ч. 2 ст. 106 ЖК РФ устанавливает, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека (ч. 1 ст. 106 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в том числе, для граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Материалами дела достоверно установлено, что истец и члены ее семьи не имеют в собственности иных жилых помещений, в которых могли бы проживать, дом по адресу пгт. Новая Чара <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на 2015 г. он имел 82% физического износа, в связи с чем в настоящее время по прошествии 7 лет имеется реальная угроза обрушения многоквартирного дома.
В этой связи, учитывая, что муниципальный орган обязан оказывать содействие в обеспечении жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований истца в части обязания ответчика предоставить истцу на состав семьи 4-х человек жилое помещение маневренного фонда.
Тот факт, что истец имеет задолженность по коммунальным услугам за жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес> не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу и членам ее семьи жилого помещения маневренного фонда. При заключении между сторонами соглашения о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, администрация Каларского муниципального округа <адрес>, а также ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд о взыскании задолженности по коммунальным услугам с нанимателя и совершеннолетних, дееспособных членов его семьи в случае не исполнения нанимателем обязанности по внесению платы за коммунальные услуги.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ истцу как стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны (ответчика) понесенные по делу судебные расходы, в том числе связанные с оплатой государственной пошлины.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 6).
Учитывая, что иск Пешковой С.Ю. к администрации Каларского муниципального округа <адрес> удовлетворен в полном объеме, то с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (пункт 23).
Процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, администрация Каларского муниципального округа <адрес>, являясь ответчиком по делу, не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Пешковой С.Ю. к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края удовлетворить.
Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края включить жилое помещение по адресу пгт. Новая Чара <адрес> реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, расположенных в зоне БАМа.
Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края предоставить Пешковой С.Ю. на состав семьи 4-х человек: Пешковой С.Ю., ФИО3, ФИО2, ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения по муниципальной подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории МР «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие МР «<адрес>» в первоочередном порядке, но с учетом очередности, установленной ответчиком для лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
Обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края предоставить Пешковой С.Ю. на состав семьи 4-х человек жилое помещение маневренного фонда.
Взыскать с администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края в пользу Пешковой С.Ю. (СНИЛС №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда О.В. Шагеева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 23.06.2023 г.
УИД75RS0011-01-2023-000186-0