УИД 11RS0001-01-2022-007247-48 Дело № 2-5847/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О. А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
помощника прокурора Матвеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
30 мая 2022 г. гражданское дело по иску Прокурора г. Ухты в интересах несовершеннолетнего ФИО1 Люфт Жанны Васильевны к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить медицинским изделием, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинского изделия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Ухты в интересах несовершеннолетнего ФИО2 Люфт Ж.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить медицинским изделием <данные изъяты> 4 м, 32 G, № 100 в количестве 4 упаковок, взыскании затраченных на приобретение медицинского изделия в сумме 5159 рублей, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Люфт Ж.В. о ненадлежащем обеспечении медицинскими изделиями несовершеннолетнего сына ФИО3 По результатам проверки установлено, что ФИО4. имеет право на бесплатное получение медицинского изделия «<данные изъяты> 27.11.2021 ФИО5 был выписан рецепт на медицинское изделие. До настоящего времени медицинское изделие ФИО6 не выдано. В связи с этим, Люфт Ж.В. приобрела медицинское изделие за счет собственных средств на сумму 5159 рублей. Ответчик является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечения населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Действиями ответчика нарушены права несовершеннолетнего на получение назначенного врачом медицинского изделия, что неразрывно связано с состоянием его здоровья.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО7 является ребенком-инвалидом, наблюдается в <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты> В связи с этим, ФИО8 имеет право на льготное лекарственное обеспечение. ФИО9. нуждается в постоянном приеме инсулиновых препаратов.
Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Из ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-Р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в котором поименованы иглы инсулиновые.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 19 Порядка, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание), так рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
27.11.2021 ФИО10 был выписан рецепт на <данные изъяты> 32G, длина 4 мм, № 100, в количестве 4 упаковок.
При обращении Люфт Ж.В. в аптеку рецепт был поставлен на отстроченное обслуживание в связи с его отсутствием.
Таким образом, не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимых медицинских изделий, влечет нарушение прав и законных интересов <данные изъяты> Каких-либо объективных доказательств того, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение указанными медицинскими изделиями, суду не представлено.
В связи с этим, на ответчика подлежит возложить обязанность по обеспечению ФИО11 медицинскими изделиями <данные изъяты> 4 м, 32 G, № 100 в количестве 4 упаковок.
Согласно сообщению ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» рецепт на <данные изъяты>, выданный Люфт К.А. 29.11.2021, погашен. 19.03.2022 Люфт К.А. был выдан новый рецепт на <данные изъяты> который имеет статус «недействительный». 22.04.2022 Люфт К.А. вновь выписан рецепт на <данные изъяты> по данному рецепту он обеспечен 25.04.2022 <данные изъяты> 32G, длина 4 мм, № 100, в количестве 4 упаковок.
Так как в настоящее время ФИО12 обеспечен <данные изъяты> то решение суда в данной части не подлежит исполнению.
В связи с тем, что ФИО13 нуждался в ежедневном приеме «<данные изъяты> то Люфт Ж.В. самостоятельно приобретала <данные изъяты> на общую сумму 5159 рублей.
Среди способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Принимая во внимание, что лекарственный препарат «инсулин» является жизненно необходимым, ФИО14 не был своевременно обеспечен <данные изъяты> что свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь, Люфт Ж.В. приобрела <данные изъяты> за счет собственных средств, то в соответствии со ст. 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства в размере 5159 рублей подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных ФИО15 нравственных и физических страданий, связанных с нарушением прав его прав на получение бесплатной медицинской помощи, принимая во внимание длительность нарушения прав, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в пользу <данные изъяты> в размере 2000 рублей, считая ее разумной и справедливой.
При этом довод ответчика о том, что ФИО16 документально не подтверждены перенесенные им нравственные или физические страдания, подлежит отклонению, так как в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 разъяснено, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора г. Ухты в интересах несовершеннолетнего ФИО17, Люфт Жанны Васильевны удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить ФИО18 медицинскими изделиями – <данные изъяты> 4 м, 32 G, № 100 в количестве 4 упаковок.
Решение суда в данной части не подлежит исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Люфт Жанны Васильевны денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение медицинских изделий в размере 5159 (пять тысяч сто пятьдесят девять) рублей.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу ФИО19 компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение составлено 30.05.2022