Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-175/2023 ~ М-170/2023 от 27.07.2023

Дело № 2а-175/2023

УИД 76RS0001-01-2023-000233-81

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2023 года г. Любим Любимский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Рябкова А.В.

при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.

с участием пом. прокурора Любимского района Носковой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело административному исковому заявлению прокурора Любимского района Ярославской области к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности нанести дорожную разметку дороги Тидьбугино - Булаково

у с т а н о в и л:

прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности нанести дорожную разметку дороги Тидьбугино-Булаково. Доводы искового заявления обоснованы следующим.

Прокуратурой Любимского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнения функций в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования в границах Любимского муниципального района, по которым осуществляется движение граждан и транспортных средств, в том числе школьных автобусов.

В соответствии с ч. З ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 N 1122-ст введен в действие ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2018 г. N 81 -ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», который распространяется на разметку автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений и устанавливает классификацию и технические требования к ней.

Согласно п. 243 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Тильбугино-Булаково», идентификационный - является автодорогой общего пользования межмуниципального значения, государственной собственностью.

В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что участки проезжей части автодороги «Тильбугино-Булаково» с 1 по 7 км не соответствуют требованиям ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Так, в ходе проведенного в июле 2023 г. обследования установлено, что в нарушение п. 5.2.4. ГОСТ 332220-2015, на участке автодороги с 1 по 7 км имеются многочисленные дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения в виде многочисленных локальных разрушений: выбоин, просадок, проломов, завышения, занижения обочин, иных повреждений покрытия проезжей части. В нарушение П.6.2.1ГОСТ 33220-2015 на всем протяжении автодороги отсутствует горизонтальная разметка.

Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения. Кроме того, данные участки указанной дороги входят в маршрут школьного автобуса -ш «Любим – Лелицино – Исады – Закобякино - Любим» к образовательным учреждениям района.

Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, увеличивают продолжительность нахождения в пути, ухудшают качество поездок для граждан, прежде всего несовершеннолетних и больных.

В соответствии с п. 2 ст. З Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование.

Согласно п.1 ч. З ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование является одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» каждому человеку гарантируется право на образование, независимо от места жительства, гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Реализация права на образование обеспечивается путём создания органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами в сфере безопасности дорожного движения.

Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. З Федерального закона ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Непринятие своевременных и необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения на вышеуказанных участках автодорог и тротуаров не только не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, сохранности жизни и здоровья детей, но и может привести к нарушению образовательного процесса, и как следствие - существенному нарушению права на образование несовершеннолетних.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п.6 ст. 12 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на Министерство дорожного хозяйства ЯО.

В соответствии с требованиями ст. ЗЗ Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги «Тильбугино - Булаково» возложена на Министерство дорожного хозяйства ЯО.

Таким образом, ответчиком обязанность по надлежащему содержанию автодороги «Тильбугино - Булаково» исполняется ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.Решение Любимского районного суда от 30.11.2021 по иску прокуратуры к ДДХ ЯО о возложении обязанности провести ремонт участков указанной автодороги с 1 км по 7 км находится на принудительном исполнении в ССП по Первомайскому и Любимскому районам УФССП по ЯО, в связи с чем к ДДХ ЯО предъявляются требования о приведении а/д «Тильбугино - Булаково» в нормативное состояние в части, не включенной в решение суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Несоответствие дорожной сети требованиям закона создает угрозу передвижения по нему для неопределенного круга лиц, граждан - участников дорожного движения, прежде всего несовершеннолетних.

Прокурор просит возложить на Министерство дорожного хозяйства Ярославской области обязанность нанести на всем протяжении автодороги «Тильбугино - Булаково» дорожную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ 33220-2015 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, уточнив в данной части иск.

    Представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства Ярославской области в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В возражениях на иск указывал, что в рамках действующего контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и АО «Ярдормост» провести запрашиваемые прокурором работы в 2023 году невозможно.

    Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОтдМВД России по Любимскому району, ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ГКУ указало на необходимость установлении срока исполнения решения не менее 3 лет.

    Судом определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. З ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 N 1122-ст введен в действие ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2018 г. N 81 -ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», который распространяется на разметку автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений и устанавливает классификацию и технические требования к ней.

Согласно п. 243 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 12.03.2008 N 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Тильбугино-Булаково», идентификационный , - является автодорогой общего пользования межмуниципального значения, государственной собственностью.

Установлено, что участки проезжей части автодороги «Тильбугино-Булаково» с 1 по 7 км не соответствуют требованиям ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

В нарушение п. 6.2.1 ГОСТ 33220-2015 на всем протяжении автодороги отсутствует горизонтальная разметка.

Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения. Кроме того, данные участки указанной дороги входят в маршрут школьного автобуса № 114-ш «Любим – Лелицино – Исады – Закобякино - Любим» к образовательным учреждениям района.

Доводы прокурора не оспорены, подтверждены надлежаще актом проверки.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком достаточные меры в целях приведения автодороги в соответствие с требованиями ГОСТов предпринимались.

     Суд, оценив указанные доказательства, считает их относимыми, допустимыми, достоверными, в совокупности достаточными для принятия решения по делу. Доказательств иного ответчик суду не направил, тем самым не исполнив требования КАС РФ.

Как указано выше, частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Частью 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

    В соответствии с требованиями ст. ЗЗ Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

    С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги, возложенная нормативными актами в настоящее время на Министерство дорожного хозяйства ЯО, не исполнена ответчиком.

Установленные нарушения препятствуют безопасному движению по автомобильной дороге, представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников движения.

Факт того, что бремя содержания и ремонта спорного участка дороги осуществляется от имени собственника Министерством дорожного хозяйства Ярославской области установлен, никем не оспаривается.

Выполнение конкретных работ по содержанию дороги иными лицами по договорным отношениям, вытекающим из Государственного контракта, не включение дороги в какую-либо программу по ремонту дорог, не исключают ответственности ответчика.

     Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляется путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами в сфере безопасности дорожного движения.

    Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. З Федерального закона ФЗ «О безопасности дорожного движения».

    С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги «Тильбугино - Булаково» возложена на Министерство дорожного хозяйства ЯО.

Таким образом, ответчиком обязанность по надлежащему содержанию автодороги «Тильбугино - Булаково» исполняется ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Любимского района Ярославской области к Министерству дорожного хозяйства ЯО, удовлетворить.

Возложить на Министерство дорожного хозяйства Ярославской области обязанность нанести на всем протяжении автодороги «Тильбугино - Булаково» дорожную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ 33220-2015 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Указать ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и прокурору в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд сторонами в апелляционном порядке через Любимский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца со дня принятия судом решения.

Судья Рябков А.В.

2-175/2023 ~ М-170/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Любимского района Ярославской области
Ответчики
Министерство дорожного хозяйства ЯО
Другие
ОГИБДД Отд МВД России по Любимскому району ЯО
Суд
Любимский районный суд Ярославской области
Судья
Рябков Александр Валентинович
Дело на сайте суда
lubimsky--jrs.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее