Дело № 2-3076/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«07» октября 2015 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре Короткове Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Биробиджанского районного суда ЕАО гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к органу общественной самодеятельности (объединение технического творчества) «ИКАР» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, и исключению его из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление Министерства Российской Федерации по Хабаровскому краю и еврейской автономной области обратилось в суд с настоящим иском к органу общественной самодеятельности (Объединение технического творчества) «Икар» о прекращении деятельности в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что указанная организация зарегистрирована с 01.03.2000, запись о регистрации внесена в Единого государственного реестра юридических лиц за основным государственным номером №. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Ответчиком вышеуказанные сведения за 43 год в Управление не представлены. По имеющимся сведениям деятельность Организации прекращена.
На основании изложенного истец просит суд признать Орган общественной самодеятельности (Объединение технического творчества) «Икар» прекратившим деятельность в качестве юридического лица и подлежащим исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель истца ГУ Минюста России по Хабаровскому краю и ЕАО не явился, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель ответчика Органа общественной самодеятельности (Объединение технического творчества) «Икар» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен по последнему известному местонахождения.
В судебное заседание представитель третьего лиц Управления Федеральной налоговой службы по ЕАО Дубоделова О.А., действующая на основании доверенности от 13.01.2015, не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на исковое заявление, в которым просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку у ответчика имеется задолженность по налоговым платежам.
Третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, Чернышев С.В., Чернышева О.А., Дьячков В.П. извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили, первые двое просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, изучив материалы дела, представленные сторонами возражения, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ № 82-ФЗ, общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в срок (ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным) и по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 № 72 и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу подпунктов 30.7, 30.10 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» таким уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы (пункт 5 Указа).
В судебном заседании установлено, что Главным Управлением 01.03.2000 зарегистрирован Орган общественной самодеятельности (объединение технического творчества «ИКАР». Запись о государственной регистрации Организации внесена 25.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №.
Учредителями и участниками названного юридического лица являются Дьячков В.П., Чернышев С.В., Чернышева О.А., что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.08.2015.
В соответствии с Уставом, утвержденным 20.05.2002 собранием учредителей, Орган общественной самодеятельности (объединение технического творчества «ИКАР» создан в соответствии Федеральным законом «Об общественных объединениях» и является общественным объединением.
Из материалов дела установлено, что в нарушение норм вышеприведенного закона ответчик за 2014 год не информировал Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, не представил документы, содержащие отчет о его деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушая требования абз. 8 ч.1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», а также нормы установленные Постановлением правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Согласно абзацу 4 части 1 ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган. Принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр.
Организацией, в срок установленный Правительством РФ, до 15.04.2015 вышеуказанные сведения в Главное Управление представлены не были.
До настоящего времени нарушение не устранено, ответчик своих обязанностей по представлению в регистрирующий орган указанной информации, не исполнил. Таким образом, имеются основания для обращения Главного управления в суд с заявлением о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Организация не представляла в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях».
В соответствии со ст. 29 ч. 4 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого реестра юридических лиц.
Как определено в статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
При указанных обстоятельствах имеются основания для признания данной организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица, а также исключения из единого государственного реестра юридических лиц, то есть требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд отвергает доводы представителя третьего лица Управления ФНС России по ЕАО, отраженные в письменном отзыве на иск, что при исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц ответчик утратит правоспособность, а налоговый орган – возможность для принятия мер по взысканию задолженности, поскольку наличие задолженности недействующего юридического лица по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, не является препятствием для его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц. Названный порядок ликвидации юридического лица не нарушает и не может нарушить, в данном случае, прав и законных интересов налогового органа, поскольку осуществление ликвидации ответчика в судебном порядке не повлечет погашения задолженности перед бюджетом; материалы дела не содержат доказательств, за какой период времени имеется задолженность у ответчика по налогам и сборам в сумме <данные изъяты> по состоянию на 31.08.2015, а также какие имелись препятствия к своевременному обращению в суд о взыскании указанной задолженности.
Кроме того, обращение Минюста РФ в лице его территориального органа в суд с требованиями, основанными на ст. 29 Закона «Об общественных объединениях», преследует цель получения судебной констатации факта прекращения деятельности общественного объединения в качестве юридического лица с последующим намерением исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Достижению этой цели способствует сама норма ст. 29 Закона, сформулированная таким образом, чтобы признание судом общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица имело конкретный правовой результат – она предоставляет органу государственной власти полномочие адресовать суду требование не только о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, но и об его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности. При этом каких-либо изъятий (ограничений), в том числе, наличие у общественной организации неисполненных обязательств перед третьими лицами, включая налоговый орган, закон не содержит.
С учетом установленных в суде обстоятельств, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца и признании органа общественной самодеятельности (объединение технического творчества) «ИКАР» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к органу общественной самодеятельности (объединение технического творчества) «ИКАР» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, и исключению его из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Признать орган общественной самодеятельности (объединение технического творчества) «ИКАР» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данные об органе общественной самодеятельности (объединение технического творчества) «ИКАР» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через суд Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Иванова