Дело № 2- 1321/2020
32RS0027-01-2020-000065-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года г.Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Савостиной Ю.М.,
с участием истца Кулешова В.В., представителя ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Костромовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешова Владимира Васильевича к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области об обязании выдать удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС,
У С Т А Н О В И Л :
Кулешов В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> (с момента рождения) по 04.04.2001 года он проживал в с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области, затем в январе 2001 г. выехал в г.Клинцы Брянской области (зона проживания с правом на отселение), где был зарегистрирован до декабря 2019 г. Позже выехал в чистую зону в г.Брянск. На момент катастрофы на Чернобыльской АЭС с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение. В настоящее время статус населенного пункта изменен на зону с льготным социально-экономическим статусом. В 2019 года истец обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением о выдаче ему удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В удовлетворении его заявления ответчиком отказано, так как оформление и выдача удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, не предусмотрена.
Полагая, что данный отказ противоречит нормам действующего законодательства, истец, с учетом уточнений, просит суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области выдать ему удостоверение единого образца как лицу, добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение, период проживания с 26.04.1986 г. по 05.12.2019 г.
В судебном заседании истец Кулешов В.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костромова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что оформление и выдача удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом законом не предусмотрено. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 г. № 237-р, постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074 с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района изначально и по настоящее время относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, Кулешов В.В. в период с 28.02.2001 г. по 05.12.2019 г. проживал в г.Клинцы Брянской области – зоне проживания с правом на отселение. В то время как согласно ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 добровольное повторное переселение граждан в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновение права на получение мер социальной поддержки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодатель в статье 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определил исчерпывающий перечень граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, который расширительному толкованию не подлежит, и разграничил категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Часть 1 ст. 22 Закона предусматривает меры социальной поддержки "гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона...", то есть гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 года утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в п. п. 6, 7, 9, 11 и 12 части первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 2 указанного Порядка, удостоверение выдается: гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Требования истца основаны на выдаче ему удостоверения единого образца, как лицу, добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение.
Как следует из материалов дела, Кулешов В.В. в период с 20.08.1986 г. по 25.05.1990 г., с 30.10.1990 г. по 04.01.2001 г. был зарегистрирован в с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области (справка Коржовоголубовской сельской администрации № 3494 от 14.11.2019 г.).
В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", территория с. Коржовка-Голубовка Клинцовского района Брянской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кулешов В.В. в период с 28.02.2001 г. по 05.12.2019 г. был зарегистрирован в г.Клинцы Брянской области (справка ООО «Наш дом» г.Клинцы от 30.12.2019 г.)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", территория г. Клинцы Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
При обращении истца 12.12.2019 года в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением о выдаче чернобыльского удостоверения единого образца, как лицу выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение, получил 18.12.2019 г. отказ.
В силу ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Таким образом, выдача соответствующих удостоверений предусмотрена не для всех категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы. Гражданам, отнесенным к п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1, выдача удостоверений установленного образца не предусмотрена.
Согласно части 2 статьи 22 названного Закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются (часть 3 статьи 22 Закона).
Таким образом, в данной статье регламентированы условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, которые переселились в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение через определенный промежуток времени после аварии на Чернобыльской АЭС.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 14 января 2016 года N 134-О, такое правовое регулирование основано на том, что указанные граждане, во-первых, не находились на загрязненных радионуклидами территориях в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения. При его установлении федеральный законодатель действовал в пределах дискреционных полномочий, руководствовался необходимостью достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, посредством обеспечения адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также предупреждения возможных злоупотреблений со стороны тех, кто добровольно переселился на эту территорию, а затем выехал из нее на другое место жительства.
Кулешов В.В. из зоны с льготным социально-экономическим статусом добровольно въехал в зону проживания с правом на отселение, поэтому в отношении него меры социальной защиты, предусмотренные статьей 17 Закона, применению не подлежат.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец не имеет права на получение мер социальной поддержки, которые предоставляются лицам, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Поскольку специальное удостоверение единого образца является документом, подтверждающим такое право, соответственно, отказ Департамента семьи социальной и демографической политики Брянской области является законным, а требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кулешова Владимира Васильевича к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области об обязании выдать удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 июня 2020 года.