Дело № 12-873/2019
РЕШЕНИЕ
05 ноября 2019 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края М.Ю. Овсянникова, рассмотрев жалобу должностного лица – президента Некоммерческого фонда «Благотворительный фонд «Светодар» Карповой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в ...., проживающей по адресу: ...., на постановление мирового судьи судебного участка №5 Центрального района г.Барнаула от 27 августа 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Центрального района г.Барнаула от 27 августа 2019 года должностное лицо – президент Некоммерческого фонда «Благотворительный фонд «Светодар» (далее - Фонд) Карпова В.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
На указанное постановление Карповой В.В. подана жалоба, просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что в Фонде паллиативная медицинская помощь не осуществляется, осуществляется медицинский сестринский уход.
В судебном заседании Карпова В.В. и ее защитник на удовлетворении жалобы настаивали, просили прекратить производство по делу за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Прокурор в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291, пунктом 3 которого предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В названном приложении перечислены 37 видов работ и услуг при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и 39 видов – в стационарных.
До ДД.ММ.ГГГГ действовал Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утвержденный Приказом Минздрава России от 14.04.2015 №187н (далее - Порядок), который устанавливал правила оказания взрослому населению паллиативной медицинской помощи, направленной на улучшение качества жизни граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и состояниями, которые, как правило, приводят к преждевременной смерти, а также заболеваниями в стадии, когда исчерпаны возможности радикального лечения.
Карпова В.В. как должностное лицо – президент Некоммерческого фонда «Благотворительный фонд «Светодар» привлечена к административной ответственности за то, что с 08.04.2019 по 06.06.2019 Фонд по адресу: г.Барнаул, ул.Анатолия, 102, в нарушение приведенных выше положений нормативных правовых актов осуществлял медицинскую деятельность по паллиативной медицинской помощи взрослому населению без лицензии.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Делая вывод о наличии в действиях Карповой В.В. состава административного правонарушения, мировой судья указал, что паллиативная медицинская помощь Фондом оказывалась пациентам, страдающим неизлечимыми хроническими прогрессирующими заболеваниями, а также заболеваниями в стадии, когда исчерпаны возможности радикального лечения и реабилитации.
Вместе с тем, доказательства этому в материалах дела отсутствуют.
Так, согласно п.6 Порядка паллиативная медицинская помощь оказывается пациентам с неизлечимыми хроническими прогрессирующими заболеваниями и состояниями, а также заболеваниями в стадии, когда исчерпаны возможности радикального лечения и медицинской реабилитации (далее - пациенты), среди которых выделяют следующие основные группы:
пациенты с различными формами злокачественных новообразований;
пациенты с органной недостаточностью в стадии декомпенсации, при невозможности достичь ремиссии заболевания или стабилизации состояния пациента;
пациенты с хроническими прогрессирующими заболеваниями терапевтического профиля в терминальной стадии развития;
пациенты с тяжелыми необратимыми последствиями нарушений мозгового кровообращения, нуждающиеся в симптоматическом лечении и в обеспечении ухода при оказании медицинской помощи;
пациенты с тяжелыми необратимыми последствиями травм, нуждающиеся в симптоматической терапии и в обеспечении ухода при оказании медицинской помощи;
пациенты с дегенеративными заболеваниями нервной системы на поздних стадиях развития заболевания;
пациенты с различными формами деменции, в том числе с болезнью Альцгеймера, в терминальной стадии заболевания;
пациенты с социально значимыми инфекционными заболеваниями в терминальной стадии развития, нуждающиеся в симптоматическом лечении и в обеспечении ухода при оказании медицинской помощи.
Имеющиеся в материалах дела медицинские карты пациентов содержат диагнозы, однако они не соотнесены с п.6 Порядка лицом, имеющим специальные познания в области медицины. Соответствующий анализ произведен помощником прокурора и отражен в справке от 06.06.2019, однако доказательств того, что указанное должностное лицо имеет соответствующие познания, в деле не имеется.
Допрошенный при рассмотрении дела ведущий специалист-эксперт отдела организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю ФИО3 пояснил, что вывод об оказании паллиативной медицинской помощи был сделан «со слов, и документы нам не были предоставлены» (л.д.175).
В отсутствие доказательств того, что пациенты, которым оказывалась медицинская помощь, подпадают под категорию, отраженную в п.6 Порядка, вывод о наличии в действиях Карповой В.В. состава административного правонарушения является преждевременным.
Срок привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год, поскольку санкцией части статьи для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации, в связи с чем основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку состав административного правонарушения не установлен, постановление подлежит отмене, дело – возвращению мировому судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – президента Некоммерческого фонда «Благотворительный фонд «Светодар» Карповой В.В. удовлетворить в части.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Центрального района г. Барнаула от 27 августа 2019 года о привлечении должностного лица – президента Некоммерческого фонда «Благотворительный фонд «Светодар» Карповой В.В. к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ отменить, дело возвратить мировому судье судебного участка № 5 Центрального района г. Барнаула на новое рассмотрение.
В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
Судья М.Ю.Овсянникова