Дело № 2-1709/2023
УИД 21RS0025-01-2023-000061-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 г. г. Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Московкиной С.И.,
с участием истца Стопченко А.В., представителя истца Изоркина М.Г., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии Владимировой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стопченко Александра Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец Стопченко А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда РФ по ЧР-Чувашии (далее Отделение УПФ) об обязани включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчет страховой пенсии, указав в обоснование иска, что в соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 №166-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГг. истцу назначена пожизненная пенсия по старости. При назначении пенсии исходили из имеющегося трудового стажа, согласно записей в трудовой книжке.
Однако при проведении расчетов и начислении пенсии истцу не учтены следующие обстоятельства:
- согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ. и архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу произведен перерасчет пенсии только с ДД.ММ.ГГГГ г.;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ г. истец работал в Таджикское СУ "Гидроспецстрой", которая специализировалась на проведении подземных работ, согласно архивной справке о заработной плате, выданной директором Рогунского Межведомственного архива по личному составу Республики Таджикистан, с его заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ год производились отчисления в Фонд социального страхования СССР.
ДД.ММ.ГГГГ. истцом направлено заявление в отделение Пенсионного фонда о перерасчете пенсии с приложением архивной справки о заработной плате Межведомственного архива по личному составу при местном исполнительном органе государственной власти города Рогун Республики Таджикистан.
ДД.ММ.ГГГГг. ответчик принял решение об отказе перерасчета размера пенсии в связи с тем, что Отделением ПФР ДД.ММ.ГГГГ. отправлен запрос в Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан о подтверждении стажа и заработной платы за период работы Стопченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ., на который до сих пор не получен ответ.
Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, исходя из предоставленной архивной справки о заработной плате Межведомственного архива по личному составу при местном исполнительном органе государственной власти города Рогун Республики Таджикистан.
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ. истец Стопченко А.В. уточнил исковые требования к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Чувашской Республике-Чувашии и просил суд:
1. Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике об отказе в перерасчете размера пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.;
2. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии произвести перерасчет размера пенсии Стопченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из предоставленной архивной справки о заработной плате Межведомственного архива по личному составу при местном исполнительном органе государственной власти города Рогун Республики Таджикистан с имеющимися сведениями о трудовой деятельности по следующим периодам: ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.88-89)
В судебном заседании истец Стопченко А.В., представитель истца Изоркин М.Г., действующий по устному ходатайству, исковые требования с учетом уточнений поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии Владимирова Л.А., действующий по доверенности, исковые требования с учетом уточнений не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.70), указав, что право истца на перерасчет пенсии не нарушено, поскольку проверка факта работы Стопченко А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ. на территории Республики Таджикистан не завершена.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), за исключением отдельных положений.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3,4 ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Стопченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 №166-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ истцу Стопченко А.В. назначена пожизненная пенсия по старости в размере 6.414,77 руб. и 2.723,41 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. истец Стопченко А.В. обратился в ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР-Чувашии с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости в соответствии со ст.18 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по ЧР-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ. Стопченко А.В. отказано в перерасчете размера пенсии по старости в соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия ответа на запрос, направленный в Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан (л.д.18).
Основанием для отказа послужило то, что согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ. № за период работы в Таджикском специализированном управлении «Союзгидроспецстрой» имеются сведения о заработной плате Стопченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Фонд социального страхования СССР по установленным тарифам. Сумма заработка указана без деноминации ДД.ММ.ГГГГ. Заработная плата указана в советских рублях, официальной расчетной единице до ДД.ММ.ГГГГ.
Отделением ПФР ДД.ММ.ГГГГ. отправлен запрос в Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан о подтверждении стажа и заработной платы за период работы заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Таджикском специализированном управлении «Союзгидроспецстрой», ответ не поступил.
Из копии трудовой книжки АТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ. на имя Стопченко А.В. следует, что имеются записи:
№ - Таджикское СУ «Гидроспецстрой» - ДД.ММ.ГГГГ. – принят слесарем – монтажником по четвертому разряду подземно-проходческих механизмов на подземный тоннельный участок (Пр. 24/р от ДД.ММ.ГГГГ),
№ – ДД.ММ.ГГГГ – присвоен пятый разряд слесаря-монтажника подземных проходческих механизмов подз.уч. (Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ),
№ – ДД.ММ.ГГГГ – переведен механиком на подземный тоннельный участок (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ),
№ -ДД.ММ.ГГГГ – уволен по ст. 35 КЗоТ Республики Таджикистан по собственному желанию в связи с переменой места жительства (Ув.зап. 174 от 18.05.1992г). (л.д.24-25)
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Стопченко А.В. Рогунским Межведомственным архивом по личному составу следует, что у Стопченко А.В. имеется заработок во время работы в Таджикском специализированном управлении «Ссюзгидроспецстрой» за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Фонд социального страхования СССР по установленным тарифам. Суммы заработка указаны без учета деноминации ДД.ММ.ГГГГ гг. Заработная плата указана в советских рублях, официальной расчетной единицы до ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о переименовании учреждения Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Таджикское специализированное управление «Союзгидроспецстрой» переименовано в Рогунскую Акционерную фирму «Гидроспецстрой».
Основание для выдачи справки: карточки начисления заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ гг. фонд 10
Другими данными о трудовой деятельности Стопченко Александра Владимировича архив г.Рогун не располагает. (л.д. 31)
Кроме того, факт работы истца также подтверждается удостоверением № о прохождении четырехмесячных курсов в ДД.ММ.ГГГГ. при Тульском политехническом институте и ему присвоено право ведения горных взрывных работ в энергетическом строительстве (л.д.91), Единой книжки взрывника № выданной ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.92), а также удостоверением № о том, что он окончил курсы в Рогунском уч. пункте без отрыва от пр-ва по профессии и специальности машинист гидроподъемника МШТС-2ТП и решением квалификационной комиссии Таджикского СУ «Гидроспецстрой» ДД.ММ.ГГГГ. ему присвоена квалификация – машинист гидроподъемника МШТС -2ТП (л.д.93).
Частью 1 ст.4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно пункту 2 ст.3 Федерального закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Порядок установления страховых пенсий определен ст.21 Федерального закона, согласно части 1 которой установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Закона).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
В соответствии с ч.9 ст.21 ФЗ №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно подпункту б) пункта 2 Правил в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
На основании пункта 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного законодательства применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств с ДД.ММ.ГГГГ регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников (Москва, ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГг. Российская Федерация денонсировала указанное Соглашение Федеральным законом от 01.06.2022г. № 175-ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГ. вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
В Письме ПФР от 22.05.2019г. № СЧ-25-24/10084 «Об организации работы по назначению пенсий, осложненных иностранным элементом» разъяснено, что сведения о стаже, заработке, содержащиеся в проверяемых документах, считаются подтвержденными, если они:
получены в ответ на запрос территориального органа ПФР от соответствующего компетентного органа или организации, архивной организации (в случае перенаправления компетентным органом запроса территориального органа ПФР) и подтверждают сведения, содержащиеся в документах, представленных заявителем;
получены гражданином в ответ на его запрос в организацию (учреждение) этих государств через территориальный орган Минюста России в рамках Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИД России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124.
Пунктом 9 ст.21 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.23 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно ч.7 ст.23 Закона № 400-ФЗ в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Отделением ПФР в соответствии с п.9 ст.21 Закона № 400-ФЗ 16.08.2022г. принято решение о проведении проверки факта работы Стопченко А.В. за ДД.ММ.ГГГГ годы в Таджикском специализированном управлении «Союзгидроспецстрой», а также решение о приостановлении срока рассмотрения заявления до окончания проверки, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Отделением ПФР направлен запрос № в Агентство Республики Таджикистан об истребовании справок в отношении Стопченко А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на данный запрос в течении трех месяцев не поступил.
ДД.ММ.ГГГГ. Отделением ПФР принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления Стопченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с истечением трехмесячного срока рассмотрения заявления.
ДД.ММ.ГГГГ. Отделением в отношении Стопченко А.В. повторно направлен запрос в Агентство Республики Таджикистан, однако ответы на запросы в адрес пенсионного органа до настоящего времени не поступили.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников соглашений, осуществляется в соответствии с норами Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.30), ФЗ №400-ФЗ и Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее Правила от 02.10.2014 №1015), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства - участника соглашения; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений.
В соответствии с пунктом 11 Правил от 02.10.2014 №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил от 02.10.2014).
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях от 20.06.1974 №162 (далее - Инструкция от 20.06.1974 №162) все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями и соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил от 02.10.2014).
В соответствии с рекомендациями Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.01.2017 № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в подтверждения стажа и заработка», а также руководствуясь письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.03.2017 №14-25-24/3199 при новом установлении пенсии в соответствии с международными соглашениями с бывшими республиками СССР необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение страхового (трудового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений. Документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке за период распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, заработке, приобретенных на территории иностранного государства после распада СССР устанавливаются в установленном порядке.
Из изложенного следует, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае Республика Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, из копии пенсионного дела Стопченко А.В. следует, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ. и период с ДД.ММ.ГГГГ. указан с кодом особых условий «ЗП12А».
Таким образом, оснований для не включения периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. в Таджикском специализированном управлении «Союзгидроспецстрой» на территории Республики Таджикистан не имеется.
Учитывая установленный факт работы истца Стопченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. в Таджикском специализированном управлении «Союзгидроспецстрой», с начислением заработной платы, подтвержденный вышеуказанными справками, представленных организацией, не являющейся правопреемником работодателя, суд приходит к выводу о включении указанных периодов в страховой стаж истца.
При таких обстоятельствах, решение Отделения ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в перерасчете размера пенсии в соответствии со ст.18 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является незаконным.
Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН №) произвести перерасчет размера пенсии Стопченко Александру Владимировичу (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС №) с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом архивной справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Межведомственным архивом по личному составу при местном исполнительном органе государственной власти города Рогун Республики Таджикистан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2023 г.