УИД: 91RS0№-03
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит возложить на ФИО6 обязанность в течение 6- месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести корректировку данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам; разработать и утвердить в установленном порядке программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать в установленном законом порядке мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на объекте III категории, принадлежащих ООО «Ленинский инкубатор» в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка представления информации и неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Исковые требования мотивированы тем, что Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ленинский инкубатор» при осуществлении деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы на промплощадке № Инкубатор, расположенной по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения, которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – ФИО4» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, надлежаще извещен, генеральный директор ООО «Ленинский инкубатор» направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Третье лицо - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГПК РФ), суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту –ГК РФ) предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В тоже время статья 58 Конституции устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 4 вышеуказанного федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К компонентам природной среды, согласно ст. 1 Федерального закона. 4° 7-ФЗ, относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии с требованиями ст. 3 вышеуказанного федерального закона, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов и т.д.
Согласно ст. ст. 34, 39 Федерального закона №7-ФЗ эксплуатация сооружений и других объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее -Федеральный закон №96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона №96-ФЗ юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Как установлено судом, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ленинский инкубатор» при осуществлении деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы на промплощадке № Инкубатор, расположенной по адресу: <адрес>, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
По результатам проверки установлено, что согласно регистрационным документам ФИО7 осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы.
ООО «Ленинский инкубатор» поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен код №П и III-я категория негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно Справке по результатам участия в проверке исполнения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на территории <адрес> Республики Крым Обществом с ограниченной ответственностью «Ленинский инкубатор» и отчету инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ФИО8» эксплуатируются следующие источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ):
-ИЗА 0001 дымовая труба дизельгенератора К169. В атмосферный воздух выделяются: азота диоксид, оксид азот, сажа, серы диоксид, углерода оксид, бенз/а/пирен, формальдегид, керосин;
-ИЗА 0002 дымовая труба дизельгенератора D100. В атмосферный воздух выделяются: оксид азот, сажа, серы диоксид, углерода оксид, бензапирен, формальдегид, керосин;
-ИЗА 0003 дымовая труба утилизатора отходов. В атмосферный воздух выделяются: азота диоксид, оксид азот, сажа, серы диоксид, углерода оксид зола углей, фториды газообразные, водород хлористый, диванадий пентаоксид (пыль) (ванадия пятиокись).
Кроме вышеперечисленных источников, при визуальном обследовании территории ФИО9 установлено, что здание инкубатория оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции с выводом выходов вентканалов на фасады здания, что также является источником поступления загрязняющих веществ в атмосферу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждён приказом Минприроды России от 19.11.2021 № (далее - Порядок).
В нарушение норм пункта 1 статьи 22, абзаца 2 пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ ООО «Ленинский инкубатор» эксплуатируются ИЗАВ, не отраженные в отчете об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а именно: вентиляционные каналы приточно-вытяжной вентиляции здания инкубатора. При этом, корректировка данных инвентаризации в соответствии с п. 45-52 Порядка не проведена.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Согласно пункту 5 Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020г. № (далее - Методика), для объектов I и III категории предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах.
Учитывая, что согласно отчету об инвентаризации в выбросах ИЗАВ ООО «Ленинский инкубатор» присутствуют загрязняющие вещества I, II класса опасности (бензапирен, диванадий пентоксид (пыль), гидрохлорид, газообразные фториды), ООО «Ленинский инкубатор» необходимо установить предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам ООО «Ленинский инкубатор» не разработаны.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 67 Закона №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее -ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК определены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона №96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Так, в нарушение вышеуказанных норм ООО «Ленинский инкубатор» программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона №96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее -НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля и надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее -Приказ №, Требования).
Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление №).
Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам установлен приказом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Согласно п. 5 Требований разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 19 Приказа № мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.
Согласно п. 1.2 Постановления № порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Республики Крым и осуществляющих свою деятельность на объектах I, II и III категорий HBOC.
Кроме того, согласно п. 2.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № разработанные мероприятия утверждаются руководителем хозяйствующего субъекта, после чего направляются в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма) для согласования.
В соответствии с п. п. 3.1, 4.1, 4.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № передача информации о НМУ по <адрес> осуществляется ФГБУ «Крымское УГМС» хозяйствующим субъектам на договорной основе согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», и ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».
При получении информации о НМУ хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия, согласованные с Минприроды Крыма.
Для приема информации о НМУ хозяйствующими субъектами (на объектах хозяйственной и иной деятельности) назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации о НМУ регистрируют их в специальном журнале.
Проверкой, проведенной с привлечением специалистов Минприроды Крыма установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства ООО «Ленинский инкубатор» осуществляет производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
С целью устранения выявленных нарушений Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО11» внесено представление №Прдр№ (л.д. 24-28), однако по результатам его рассмотрения, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятием нарушения не устранены (л.д. 29).
Также, по возбужденному прокурором делу об административном правонарушении, постановлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № виновное должностное лицо Предприятия за указанные нарушения привлечено к административной ответственности в виде предупреждения по ст. 8.1 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства не оспаривались ответчиком по делу.
Таким образом, невыполнение ООО «Ленинский инкубатор» вышеуказанных требований природоохранного законодательства нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования Керченского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд полагает, что возложение обязанности на ФИО12 устранить нарушения, указанные в исковом заявлении, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, будет разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО13», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить обязанность на ФИО14» (ОГРН №, ИНН № в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести корректировку данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам; разработать и утвердить в установленном порядке программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать в установленном законом порядке мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на объекте III категории, принадлежащих ФИО15 в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка представления информации и неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Ермакова