Судья Хуторцева И.В. Дело № 21-98/2023
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск 17 августа 2023 года
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу Омельченко Д.А. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2023 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОП №1 УМВД России по г. Мурманску от 6 апреля 2023 года №4064 Омельченко Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2023 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданной в Мурманский областной суд, Омельченко Д.А. просит решение судьи отменить, ссылаясь на нарушение его процессуальных прав.
Указывает, что вывод судьи о получении копии постановления в день его вынесения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, в постановлении не указаны лица, в присутствии которых он выражался нецензурной бранью.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, что в силу ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях препятствовало рассмотрению дела по существу.
Проверив материалы дела, выслушав Омельченко Д.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основанием для привлечения Омельченко Д.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы административного органа о том, что Омельченко Д.А. 04.05.2023, находясь у дома ... выражался грубой нецензурной бранью в присутствии иных граждан, на замечания не реагировал, чем выражал явное неуважение к обществу.
Оставляя без изменения постановление должностного лица административного органа, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины Омельченко Д.А. во вмененном правонарушении и об отсутствии процессуальных нарушений при рассмотрении дела.
Вместе с тем, постановление административного органа и решение судьи районного суда нельзя признать законными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, иных процессуальных документов. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять протоколы, вносить в него изменения.
Между тем, как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 05.04.2023 содержит неоговоренные исправления в части даты совершения правонарушения при описании объективной стороны совершенного деяния. Сведений о том кем и когда внесены данные изменения, присутствовал ли при этом Омельченко Д.А., материалы дела не содержат. При этом последний в суде второй инстанции указывал, что изменения в протокол при нем не вносились.
Таким образом, указанный протокол составлен с существенным нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, устранение допущенного нарушения права на защиту на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Допущенное по настоящему делу нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекшее нарушение права Омельченко Д.А. на защиту, является существенным и повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу актов.
С учетом изложенного протокол по делу об административном правонарушении от 05.04.2023, составленный в отношении Омельченко Д.А., подлежит исключению из числа доказательств.
Кроме того, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган, согласно статьям 25.1, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность участвовать при его составлении, что является гарантией предоставления прав и защиты законных интересов этого лица.
Между тем, постановление о привлечении Омельченко Д.А. к административной ответственности вынесено должностным лицом ОП №1 УМВД России по г. Мурманску 06.04.2023 в отсутствие привлекаемого лица. При этом материалы дела не содержат каких-либо сведений об извещении Омельченко Д.А. о времени и месте рассмотрения дела. Последний отрицает свое участи при рассмотрении дела 06.04.2023.
Кроме того, как следует из обжалуемого постановления должностного лица правонарушение, вмененное Омельченко Д.А. совершено 04.05.2023, в то время как согласно материалам дела событие правонарушения имело место 05.04.2023. Этим обстоятельствам судья районного суда не дал никакой оценки.
Также без внимания суда первой инстанции осталось и то, что выданная Омельченко Д.А. копия постановления должностного лица не содержит даты вынесения постановления, указан лишь месяц и год, а также отсутствует подпись должностного лица административного органа и привлеченного лица. Другая копия постановления, направленная Омельченко Д.А. также существенно отличается от оригинала, находящегося в материалах дела.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполном и невсестороннем рассмотрении дела, что является существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника ОП №1 УМВД России по г. Мурманску от 6 апреля 2023 года №4064 и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2023 года отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов