Дело № 2-98/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Богородское 16 мая 2023 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Дрюпина А.В.,
с участием помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Ковальчук А.А.,
при секретаре Федореевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Николаевского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» о понуждении в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу на двух котельных в границах Тырского и Тахтинского сельских поселений Ульчского района Хабаровского края(котельная № 1 – п. Тыр ул. Ленина д. 16; котельная № 2 – с. Тахта ул. Школьная д. 16) провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечить котельные установками очистки газов и средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо; утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ, предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха; организовать санитарно - защитную зону всех эксплуатируемых котельных; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учёта показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; организовать работу по постановке стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы,-
УСТАНОВИЛ:
Николаевский на Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» с вышеуказанным исковым заявлением.. В обосновании указано, что в ходе проверки установлено, что ООО «Тырский ТЭК» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками,
расположенными в п. Тыр и с. Тахта Ульчского муниципального района (котельная № 1 - п. Тыр, ул. Ленина, д. 16, котельная № 2 - с. Тахта, ул. Школьная, д. 16). Деятельность осуществляется со следующими нарушениями: предприятие не обеспечено установками очистки газов и средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 7 ст. 16 Закона № 96-ФЗ); производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется, должностные лица, ответственные за проведение производственного контроля, не определены и (или) специальная служба не
создана (ч.ч. 1, 3 ст. 25 Закона № 96-ФЗ); не получено разрешение на выбросы в атмосферный воздух (на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух) (ч. 2 ст. 14 Закона № 96-ФЗ); не получено комплексное экологическое разрешение (ч. 9 ст. 15 Закона № 96-ФЗ);не установлена санитарно-защитная зона котельных (ч. 3 ст. 16 Закона № 96-ФЗ); стационарные источники выбросов загрязняющих веществ не оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 25 Закона № 96-ФЗ).;инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводится (ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ); учет выбросов загрязняющих веществ на предприятии не ведется (ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ); план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утвержден и не согласован с органами исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) (ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ); мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха не проводятся, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводятся (п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ); стационарные источники выбросов загрязняющих веществ на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены (ст. 21 Закона № 96-ФЗ); плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится (ст. 28 Закона № 96-ФЗ). Просит в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, на двух котельных в границах Тырского и Тахтинского сельских поселений Ульчского района Хабаровского края(котельная № 1 – п. Тыр ул. Ленина д. 16; котельная № 2 – с. Тахта ул. Школьная д. 16) провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечить котельные установками очистки газов и средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо; утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ, предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха; организовать санитарно - защитную зону всех эксплуатируемых котельных; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учёта показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; организовать работу по постановке стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы
Определением Ульчского районного суда Хабаровского края от 10.04.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Представитель административного истца – помощник прокурора Ульчского района Хабаровского края Ковальчук А.А., действующая по поручению, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить по изложенным основаниям
Ответчик - представитель ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель третьего лица - комитета по управлению муниципальным имуществом Ульчского муниципального района Хабаровского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявлял.
В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В силу требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В данном случае определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются не представляется возможным, так как это могут быть любые граждане – жители и работники ООО, пользователи воздушного пространства и другие.
Согласно ст.ст. 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Статьями 41, 42 Конституции РФ предусмотрено право граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха» под загрязняющим веществом понимается химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
При этом загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха
Под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства верного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении
хозяйственной и иной деятельности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности,
предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183. Пунктом 8 указанного Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно п. 4 ст. 67 указанного Федерального закона требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частями 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 утверждено
Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определяющее порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду.
В силу ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу ч. 7 ст. 16 данного Закона № 96-ФЗ запрещаются размещение и
эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют
предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки
газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный
воздух.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий
федеральный государственный экологический контроль (надзор) или региональный государственный экологический контроль (надзор).
На объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно п. 1 Перечня областей применения наилучших доступных технологий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р, к хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающей значительное негативное воздействие на окружающую среду, относится производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива.
Таким образом, все котельные и электростанции, осуществляющие производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива относятся к объектам I категории.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха » за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» является юридическим лицом, к видам основному виду деятельности которого отнесено производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Как видно из представленных материалов, на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества № 19 от 27.09.2019 года котельные п. Тыр и п. Тахта Ульчского муниципального района Хабаровского края переданы ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» комитетом по управлению муниципальным имуществом Ульчского муниципального района Хабаровского края в аренду.
Таким образом, ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» на основании договора аренды осуществляет эксплуатацию 2-х котельных в п. Тыр (котельная № 1 - п. Тыр, \ ул. Ленина, д. 16) и с. Тахта (котельная № 2 - с. Тахта, ул. Школьная, д. 16)
Ульчского района Хабаровского края, вид используемого топлива - уголь.
В связи с выявленными нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха в адрес ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» 09.03.2022 внесено представление об устранении выявленных нарушений № 2-15/32-2022.
Как видно из представленных материалов представление получено 18.03.2022, однако до настоящего времени не рассмотрено, нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» до настоящего времени не устранены, меры к устранению нарушений ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» не приняты.
По факту не рассмотрения представления юридическое лицо и его руководитель привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
10.11.2022 в адрес ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» направлено требование о рассмотрении представления и устранении нарушений. Однако, до настоящего времени представление, требование не рассмотрены, нарушения не устранены, сведений об устранении нарушений не представлено.
15.12.2022 ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» и его руководитель на основании постановлений, вынесенных старшим государственным инспектором Хабаровского края в области охраны окружающей среды привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по факту неиспользования сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.
Таким образом, в судебном заседании в полном объеме нашли подтверждение доводы истца о наличии допущенных ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» природоохранного законодательства, судом установлено, что до настоящего времени ответчиком данные нарушения не устранены.
В судебном заседание установлено, что предприятие не обеспечено установками очистки газов и средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется, должностные лица, ответственные за проведение производственного контроля, не определены и (или) специальная служба не создана, не получено разрешение на выбросы в атмосферный воздух (на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух), не получено комплексное экологическое разрешение, не установлена санитарно-защитная зона котельных, котельные не оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводится, учет выбросов загрязняющих веществ на предприятии не ведется, план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утвержден и не согласован с органами исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха не проводятся, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводятся, котельные, как стационарные источники выбросов загрязняющих веществ на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены, плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» не представлены.
При таких обстоятельствах суд, учитывая требования охраны прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации) и возложение соответствующих обязанностей на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку исходя из деятельности ответчика возникает потенциальная угроза причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, в связи с несоблюдением ответчиком требований природоохранного законодательства.
В силу положений ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом объема устранения нарушений, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по выполнению требований природоохранного законодательства, заявленных в иске, в двухгодичный срок со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» - удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Тырский теплоэнергетический комплекс» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять следующие меры на двух котельных в границах Тырского и Тахтинского сельских поселений Ульчского муниципального района Хабаровского края (котельная № 1 - п. Тыр, ул. Ленина, д. 16, котельная № 2 - с. Тахта, ул. Школьная, д. 16) для приведения в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха: провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечить котельные установками очистки газов и средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; организовать производственный контроль за охраной атмосферного
воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо; утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ, предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха; организовать санитарно-защитную зону всех эксплуатируемых котельных; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; организовать работу по постановке стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 - 2021 годы.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года
Судья: А.В.Дрюпин
Дело № 2-98/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
с. Богородское 16 мая 2023 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Дрюпина А.В.,
с участием помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Ковальчук А.А.,
при секретаре Федореевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Николаевского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» о понуждении в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу на двух котельных в границах Тырского и Тахтинского сельских поселений Ульчского района Хабаровского края(котельная № 1 – п. Тыр ул. Ленина д. 16; котельная № 2 – с. Тахта ул. Школьная д. 16) провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечить котельные установками очистки газов и средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо; утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ, предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха; организовать санитарно - защитную зону всех эксплуатируемых котельных; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учёта показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; организовать работу по постановке стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы,-
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского на Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тырский теплоэнергетический комплекс» - удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Тырский теплоэнергетический комплекс» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять следующие меры на двух котельных в границах Тырского и Тахтинского сельских поселений Ульчского муниципального района Хабаровского края (котельная № 1 - п. Тыр, ул. Ленина, д. 16, котельная № 2 - с. Тахта, ул. Школьная, д. 16) для приведения в соответствие с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха: провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечить котельные установками очистки газов и средствами контроля за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух; определить должностных лиц или подразделения, на которые возложить обязанности по контролю за газоочистным оборудованием и проведением природоохранных мероприятий, утвердить их должностные инструкции; организовать производственный контроль за охраной атмосферного
воздуха, для чего создать специальную службу для контроля за выбросами, назначить ответственное должностное лицо; утвердить программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов загрязняющих веществ, предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха; организовать санитарно-защитную зону всех эксплуатируемых котельных; оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; получить комплексное экологическое разрешение; организовать работу по постановке стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 - 2021 годы.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 22 мая 2023 года
Судья: А.В.Дрюпин