Судья: Курмаева А.Х. адм. дело N 33А-9457/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б. и Вачковой И.Г.,
при секретаре Зенкевиче В.И.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3612/2020 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным и подлежащим отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 20 по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N 38/20 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ФИО1».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО10, объяснения ФИО1, его представителя ФИО8, представителя <адрес> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО9, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно удовлетворения апелляционной жалобы представителей территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 ФИО6 и ФИО7, заключение прокурора <адрес> прокуратуры ФИО5, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
установила:
решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N 197 на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20 (далее – ТИК <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ N 38/20 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу N 20 ФИО1, выдвинутого избирательным объединением Самарское областное объединение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39/35 в решение ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 38/20 в связи с допущенной при его изготовлении технической ошибкой внесены изменения: по тексту решения слова «пунктом 12 части 4 статьи 37» заменены на слова «пунктом 4 части 12 статьи 37».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 38/20 об отказе в регистрации его кандидатом.
Заявленные требования мотивировал тем, что законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты не имелось, поскольку все необходимые документы и сведения были представлены своевременно. Просил административное исковое заявление удовлетворить.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением материального права, просит постановить по делу новый судебный акт, которым его требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы /часть 2 статьи 239 КАС РФ/.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований <адрес>" (принят Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ) (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, настоящего Закона, иных законов <адрес>, устава муниципального образования.
В соответствии частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ГД кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный избирательной комиссией муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону;
2) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенную кандидатом;
3) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом;
4) документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, предусмотренный частью 5 статьи 34 настоящего Закона (в случае указания кандидатом соответствующих сведений в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу);
5) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.
Согласно имеющегося в материалах дела подтверждению о получении документов, представленных при выдвижении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представил в ТИК <адрес> следующие документы:
- копию паспорта;
- копию трудовой книжки;
- документы, подтверждающие сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии;
- сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
ДД.ММ.ГГГГ для регистрации в качестве кандидата ФИО1 представил в ТИК <адрес> пакет документов.
В ходе проверки представленных на выдвижение и регистрацию документов установлено, что сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах представлены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как форма согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает обязанность указать сведения по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Решение Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ N 197 о назначении на ДД.ММ.ГГГГ выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в «Самарской газете» N 130(6567), соответственно, сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах должны быть предоставлены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение N 36/10 об извещении ФИО1 о выявленных недостатках в представленных им на выдвижение и регистрацию документах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в ТИК <адрес> исправленные с учетом решения ТИК N 20 от ДД.ММ.ГГГГ документы, вместе с тем, сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах предоставил по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего федерального закона, иного закона.
Согласно части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ГД основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 1 статьи 32 настоящего Закона;
3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;
5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, иных сведений, предусмотренных настоящим Законом (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 7 статьи 33, частью 3 статьи 35 настоящего Закона);
6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Федеральным законом сбор подписей запрещен;
7) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки;
8) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исследовав представленные доказательства, проанализировав избирательное законодательство, пришел к правильному выводу о том, что у ТИК <адрес> имелись основания установленные в подпункте "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в пункте 4 части 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 142-ГД для вынесения ДД.ММ.ГГГГ решения N 38/20 об отказе в регистрации кандидатом ФИО1
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что предоставление ФИО1 сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах по форме не соответствующих приложению 1 к Федеральному закону, является препятствием для принятия решения о его регистрации кандидатом.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у коллегии не имеется, поскольку при принятии оспариваемого решения ТИК <адрес> нарушений законодательства о выборах и референдумах не допущено, соответственно для принятия указанного в части 1 статьи 244 КАС РФ решения не имеется.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд <адрес> в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий –
Судьи -