Дело № 2-849/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г.,
при секретаре судебного заседания Эрзихановой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прочана ФИО12 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обязании заключить договор социального найма,
установил:
Прочан В.Е. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что с 1974 года зарегистрирован и проживает в <адрес> по адресу: г. Севастополь, <адрес>. В указанной квартире также зарегистрированы члены его семьи: супруга ФИО5 с 1994 года, дочь ФИО6 с 1993 года, внук ФИО11 с 2013 года, мать супруги ФИО7 с 2000 г. Спорная квартира была предоставлена матери истца – ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании удостоверения на право занятия служебной жилой площади, согласно решению местного комитета Симферопольской дистанции пути № 6 от 26.07.1974, как работнику железной дороги. Квартира № по <адрес> распоряжением ДИЗО г. Севастополя № 5073-РДИ от 06.06.2019 включена в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя. В целях оформления договора социального найма на спорную квартиру, Прочан В.Е. обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с соответствующим заявлением, в ответ на которое 24.06.2019 заявителю было отказано в предоставлении услуги, в связи с тем, что им не было представлено документов, подтверждающих право пользования спорным жилым помещением, а также отсутствие спорной квартиры в реестре собственности города. Полагая отказ необоснованным, Прочан В.Е. просил суд обязать ответчика заключить с ним договор социального найма на <адрес>, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 13.03.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Истец Прочан В.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом (л.д. 88). Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д. 78). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 92). Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д. 36). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, в удовлетворении иска просил отказать, поскольку не представлено документов, подтверждающих право пользования спорным жилым помещением, спорная квартира не включена в реестр собственности города (л.д. 36).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 89). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1, работающей на <адрес> в должности дежурной по станции, решением местного комитета Симферопольской дистанции пути № 6 от 26.07.1974 была предоставлена жилая площадь по адресу <адрес>, железнодорожный жилой дом, <адрес>. На основании указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Симферопольской дистанцией пути Приднепровской железной дороги выдано удостоверение на право занятия служебной жилой площади. В качестве лиц, совместно проживающих с ФИО1, указаны муж ФИО8, сын ФИО9, сын ФИО2, мать ФИО10 (л.д. 11).
Указанное удостоверение является основанием для вселения истца и членов его семьи в спорное жилое помещение.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о смерти I-АС № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Поскольку истец Прочан В.Е. был вселен в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.
В силу статьи 118 ЖК УССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.
В соответствии со статьей 121 ЖК УССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.
На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 ЖК УССР).
Таким образом, право пользования жилым помещением возникло у истца, в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 5073-РДИ от 06.06.2019 двухкомнатная квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 44,2 кв.м. включена в Реестр собственности города Севастополя (л.д. 48).
Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Частью 2 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» предусмотрено, что правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной квартирой применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
То есть, в действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.
Как следует из материалов дела, Прочан В.Е. неоднократно обращался в Департамент капитального строительства города Севастополя (15.05.2019, 07.10.2019) с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению (изменению) договора социального найма.
13.11.2019 заявителю направлено уведомление об отказе в предоставлении услуги № ОДН/19-1025, поскольку сведения, указанные в заявлении о предоставлении государственной услуги, не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных документах. В заявлении о заключении договора социального найма указан адрес жилого помещения: г. Севастополь, <адрес>. При этом, в удостоверении на право занятия служебной площади указан адрес: г. Севастополь, <адрес>, железнодорожный жил. дом, <адрес>. Кроме того, удостоверение на право занятия служебной жилой площади было выдано на служебное помещение, на условиях социального найма жилое помещение не предоставлялось (л.д. 19).
Согласно представленному в материалы дела решению исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся № 328 от 18.06.1968 проектируемой <адрес> присвоено название – Локомотивная (л.д. 17).
Как установлено выше, ФИО13 и членам ее семьи была предоставлена для проживания двухкомнатная квартира по адресу <адрес>, железнодорожный жилой дом, <адрес>, что соответствует адресу: г. Севастополь, <адрес>, 31, <адрес>.
Разночтения в адресе спорного жилого помещения возникли при оформлении Симферопольской дистанцией пути Приднепровской железной дороги удостоверения ФИО1, поскольку с 1968 года <адрес> было присвоено наименование – Локомотивная.
Таким образом, суд полагает установленным тот факт, что ФИО1 и членам ее семьи была предоставлена для проживания квартира, занимаемая в настоящее время истцом.
Как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 06.03.2020 <адрес> по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 44,2 кв.м. имеет статус актуальные, ранее учтенные, сведения о правообладателе отсутствуют (л.д. 39).
Судом установлено, что ФИО1 и членам ее семьи, в том числе истцу Прочану В.Е. была предоставлена квартира, являющаяся служебным жилым помещением, в связи с нахождением ФИО1 в должности дежурной по станции Верхне-Садовая, в настоящее время спорная квартира передана в собственность <адрес>, однако в силу положений, закрепленных в Законе города Севастополя от 5 июня 2019 года №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» не подлежит включению в специализированный жилищный фонд, следовательно, с принятием указанного закона квартирой утрачен статус служебного жилого помещения.
Из предоставленных суду письменных доказательств следует, что истец зарегистрирован по адресу спорного жилого помещения, несет расходы по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истца, постоянно проживающего в спорном жилом помещении, возникли предусмотренные законом основания для пользования спорной квартирой.
Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом при предъявлении настоящего иска, с ответчика не взыскиваются и подлежат отнесению на самого истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прочана ФИО14 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обязании заключить договор социального найма - удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Прочаном ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., договор социального найма на <адрес>, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 26 июня 2020г.
Судья В.Г. Дзюба