Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-135/2024 от 18.03.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 мая 2024 год по делу № 11-135 (2024)

м/с с/у № 3 Мордвинова Ю.Ю. город Пермь

дело № 2-3298/2023

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе судьи Нигаметзяновой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на решение мирового судьи судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 01 декабря 2023,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – истец или ОСФР по Пермскому краю) обратилось к мировому судье с иском к Мершину Александру Николаевичу (далее – ответчик или Мершин А.Н.) о взыскании излишне выплаченных компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом, в размере 1 518 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 01.12.2023 в удовлетворении исковых требований ОСФР по Пермскому краю отказано.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

В поданной апелляционной жалобе ОСФР по Пермскому краю поставлен вопрос об отмене указанного решения мирового судьи, с указанием на то, что ответчик не исполнил предусмотренную законом обязанность в течение 5 дней известить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, в результате чего возникла переплата компенсационной выплаты. Считает, что виновное лицо Мершин А.Н. в порядке ст.1064 ГК РФ обязан возместить причиненный ущерб. Суд не применил п.п.3, 10, 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Субъектом назначения и получения выплаты является Мершин А.Н., а фактическим получателем – Теплоухова Р.П. Правоотношения в данном случае не исключают в дальнейшем предъявления требования о возмещении уплаченной суммы одним лицом к другому обязанному лицу, в тои числе к наследникам (регресс). Заявление о назначении выплаты представлено Мершиным А.Н. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в связи с этим в заявлении подпись заявителя и специалиста отсутствуют. Соответственно, выводы суда, что из заявления о назначении выплаты не следует, что ответчику разъяснялось о необходимости сообщить о выполнении оплачиваемой работы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. На территориальные органы ПФР не возложена обязанность по информированию граждан при обращении за выплатой об их обязанностях и ответственности. Заявителей информируют в письменной форме посредством указания в бланках заявлений, а также в устной форме. Ответчик был проинформирован о наличии соответствующей обязанности при обращении 05.07.2022. Истцом представлены все доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение со стороны ответчика, который злоупотребил своим правом, когда был трудоустроен.

Апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Рассматривая доводы апелляционной жалобы истца о том, что в данном случае следует руководствоваться положениями статьи 1064 ГК РФ, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании положений статьи 1064 ГК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Из изложенного следует, что нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности при разрешении спора, возникшего из пенсионных отношений.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из положений статьи 1109 ГК РФ следует, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет установлены ежемесячные компенсационные выплаты.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343.

В силу пункта 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.06.2007 N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет». Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил). Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил). Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.

При этом, названные документы (справку органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице) согласно пункту 6 (1) Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, запрашивает у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и не вправе требовать их от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.

Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (абзац первый пункта 7 Правил).

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (пункт 8 Правил). В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим. В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 9 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 10 Правил).

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006    №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

Мировым судьей было установлено, что 05.07.2022 Мершин А.Н. в электронном виде обратился в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, в связи с осуществлением ухода за Теплоуховой Р.П., престарелым, достигшим возраста 80 лет (л.д.8).

06.07.2022 Теплоухова Р.П. обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о согласии на осуществление за ней ухода Мершиным А.Н. (л.д.9).

Решением ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Мершину А.Н. назначена ежемесячная компенсационная выплата к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Теплоуховой Р.П. в размере 1 380 рублей с 05.07.2022 на период осуществления ухода (л.д.7).

В заявлении о назначении компенсационной выплаты указано, что ответчик предупрежден об обязанности извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обязательствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Также в материалы дела представлены сведения о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, согласно которым Мершин А.Н. осуществлял трудовую деятельность с 30.09.2022 по 09.11.2022 в АО «Управляющая компания строительного холдинга» (л.д.14).

09.02.2023 отделением ПФР по Пермскому краю составлен протокол о выявлении излишней выплаты лицу, осуществляющему уход за период с 01.10.2022 по 09.11.2022 в сумме 1 794 рубля. Переплата образовалась в результате того, чоо лицо, осуществляющее уход, Мершин А.Н.работал в АО «УКСХ» с 30.09.2022 по 09.11.2022, о чем в Управление Пенсионного фонда своевременно не сообщил (л.д.16).

Согласно расчету излишне выплаченных пенсионеру сумм КЛОУ от 09.02.2023, переплата пенсии Теплоуховой Р.П. за период с 01.10.2022 по 09.11.2022 составила 1 794 рубля (л.д.17).

ОПФР по Пермскому краю 09.02.2023 вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении выплаты (л.д.18) и решение о взыскании излишне выплаченных сумм (л.д.19).

ОПФР по Пермскому краю в адрес Мершина А.Н. и Теплоуховой Р.П. направлено уведомление о возмещении переплаты (л.д.20, 21).

На основании решения ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты, производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособной лицу Теплоуховой Р.П., в связи со смертью последней (л.д.15).

Согласно свидетельству о смерти, Теплоухова Р.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований истца, мировой судья исходил из отсутствия доказательств наличия недобросовестности в действиях Мершина А.Н. при начислении и получении ежемесячной выплаты нетрудоспособной Теплоуховой Р.П.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выше указанными выводами мирового судьи. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.

Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 7 ответа на вопрос N 1 в разделе VII Обзора судебной практики N 1 (2014), утвержденного Президиумом 24 декабря 2014 года, разъяснено, что взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.

Согласно представленной ОПФР по Пермскому краю истории выплаты за период с 01.10.2022 по 30.11.2022 Теплоуховой Р.П., компенсационная выплата производилась последней, она получала выплату путем доставки на дом АО «Ветеран» по ведомости (л.д.13).

Таким образом, доказательств получения выплаты именно ответчиком и доказательств в его действиях недобросовестности мировому судье представлено не было, в связи с чем, последний пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ОПФР по Пермскому краю о взыскании с Мершина А.Н. излишне выплаченной компенсационной суммы. То обстоятельство, что Мершин А.Н. спорную компенсационную выплату не получал, само по себе о недобросовестности его действий не свидетельствует, поскольку взаимоотношения, касающиеся расчета за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, находятся за рамками настоящего спора.

Таким образом, доводы подателя жалобы о недобросовестности действий ответчика не нашли своего подтверждения. В связи с чем и доводы апелляционной жалобы относительно тех обстоятельств, что ответчик предупреждался о необходимости сообщить о выполнении оплачиваемой им работы, а мировым судьей ошибочно сделаны вывод об обратном, основанием для отмены судебного решения не являются.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены мировым судьей правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов мирового судьи.

Нарушений норм процессуального права мировым судьей не допущено.

Учитывая, что выводы мирового судьи, содержащиеся в обжалуемом решении, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права мировым судьей не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судья

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 01 декабря 2023 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, – без удовлетворения.

Судья: подпись

Копия верна

Судья:

11-135/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю
Ответчики
Мершин Александр Николаевич
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Нигаметзянова Оксана Викторовна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
19.03.2024Передача материалов дела судье
20.03.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
06.05.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Дело оформлено
17.05.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее