Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-240/2023 ~ М-217/2023 от 20.07.2023

Дело №2-240/2023                                    

УИД: 21RS0020-01-2023-000254-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2023 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Викторова А.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,

с участием представителя истца помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кузнецовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

установил:

прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» (далее Шемалаковская ООШ) о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух указывая, что прокуратурой района проведена проверка Шемалаковской ООШ исполнения законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с информацией администрации Яльчикского муниципального округа, на балансе Шемалаковской ООШ находится 2 стационарных источника выбросов.

Установлено, что на территории Шемалаковской ООШ по адресу: ул. Братьев Денисовых, дом 11, с. Шемалаково, Яльчикский муниципальный округ Чувашская Республика, эксплуатируется 2 стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, предназначенных для производства тепловой энергии в учреждении - газовые котлы марки ... и ....

Так, согласно технической характеристики номинальная теплопроизво-дительность газового котла марки ... 9-секционного составляет 96 кВт.

Согласно технической характеристики номинальная теплопроизводительность газового котла марки ... составляет 95 кВт.

Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - II, IV категория.

Эксплуатация Шемалаковской ООШ стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду - газовых котлов марки МИКРО-95 и КЧМ-5, являющихся источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ -Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ просит возложить на Шемалаковскую ООШ обязанность по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газовых котлов марки ... и ..., расположенных по адресу: ул. Братьев Денисовых, дом 11, с. Шемалаково, Яльчикский муниципальный округ Чувашская Республика.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора района Кузнецова В.А. иск поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просила удовлетворить.

Ответчик Шемалаковская ООШ извещался о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил. Причина неявки суду не известна. В своем письменном заявлении Шемалаковская ООШ просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Третьи лица администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Яльчикское МО), Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своих представителей не обеспечили. Причина неявки суду не известна. В отзывах на иск просили иск удовлетворить и рассмотреть дело без участия их представителей.

С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружа-ющую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон об охране атмосферного воздуха) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 (далее Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее Хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

Согласно п.п.3,4 Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади.

Как видно из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка в Шемалаковской ООШ на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды.

Согласно сообщению администрации Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ (л.д.10, 11-12), по Шемалаковской ООШ свидетельств о постановке котельных на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие, а также отчет о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, документов на газоочистное оборудование, документов, подтверждающих предоставление отчета в Минприроды Чувашии не имеется. Имеются декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021, 2022 гг.

Так, согласно технических характеристик номинальная теплопроизводитель-ность газовых котлов: марки ... 9-секционного составляет 96 кВт; марки ... - 95 кВт.

Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - II, IV категория.

По итогам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика Шемалаковской ООШ прокурором района было направлено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха (л.д.5-6).

Из ответа Шемалаковской ООШ от ДД.ММ.ГГ на представление прокурора следует, что газовые котлы марки ... и ... поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о чем представлена выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГ (л.д.8,9).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ, Шемалаковская ООШ, ИНН 2120002363, ОГРН 1022101833137 зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ (л.д.11).

Эксплуатация Шемалаковской ООШ стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду - газовых котлов марки МИКРО-95 и КЧМ-5, являющихся источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Закона об охране окружающей среды целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 №422.

В соответствии с п.1 ст.30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако материалы дела не содержат доказательств проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух газовых котлов марки ... и ..., расположенных по вышеуказанному адресу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Шемалаковской ООШ о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В данном случае исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. В соответствие со ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина, подлежащая уплате за требования не имущественного характера равна 300 рублей 00 копеек.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» ИНН 2120002363, ОГРН 1022101833137, обязанность по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газовых котлов марки ... и ..., расположенных по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, с. Шемалаково, ул. Братьев Денисовых, дом 11.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                  А.А. Викторов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2023.

2-240/2023 ~ М-217/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Шемалаковская ООШ" Яльчикского мунициапального округа Чувашской Республики
Другие
Администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Суд
Яльчикский районный суд Чувашской Республики
Судья
Викторов Александр Алексеевич
Дело на странице суда
yalchiksky--chv.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Дело оформлено
08.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее