Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-425/2023 ~ М-191/2023 от 08.02.2023

Мотивированное определение изготовлено 07 апреля 2023 года

Дело № 2-425/2023

УИД 51RS0021-01-2023-000252-74

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2023 года                                      ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.А.,

при секретаре Власовой Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Североморска в интересах муниципального образования ЗАТО г. Североморск и в защиту неопределенного круга лиц о признании права собственности городского округа ЗАТО г. Североморск на объект недвижимого имущества,

установил:

Прокурор г. Североморска обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь – объект недвижимого имущества – сети водоотведения (дренажная система), кадастровый номер 51:06:0030107:6139, протяженностью 162 м., расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск, ул. Морская.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой г. Североморска проведен анализ состояния бесхозяйных объектов, расположенных на территории ЗАТО г. Североморск и подлежащих принятию в муниципальную собственность, по результатам которого установлено наличие бесхозяйного объекта, подлежащего принятию в муниципальную собственность, а именно: сети водоотведения (дренажная система), кадастровый номер 51:06:0030107:6139, (дата постановки на кадастровый учет 21.12.2021) протяженностью 162 м., расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск, ул. Морская (далее по тексту - Объект).

Согласно уведомлению Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КИО) Объект в реестре муниципальной собственности не числится.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.12.2021, 21.12.2021 за номером записи 51:06:0030107:6139-51/055/2021-1У Объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, что подтверждается выпиской. По истечении года со дня постановки на учет указанного Объекта права на него не зарегистрированы.

В силу п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом вопросов местного значения.

Согласно п.п. 1 п. 47.6 ст. 47 Устава муниципального образования ЗАТО г. Североморск, принятого решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218, полномочия по владению, пользованию муниципальной собственностью возложены на администрацию ЗАТО г. Североморск.

Также в силу п.п. 4 п. 1 ст. 12 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО                       г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск 10.04.2012 № 256, муниципальная собственность формируется в том числе путем включения в состав муниципальной собственности имущества, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке бесхозяйным на территории муниципального образования.

Во исполнение возложенных функций на органы местного самоуправления, в целях обеспечения нормальной и безопасной технической эксплуатации объектов и повышения эффективности использования имущества решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 27.10.2020 № 17 утверждено Положения об организации деятельности органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск по выявлению бесхозяйных недвижимых вещей и принятию их в муниципальную собственность (далее – Положение).

Осуществление действий по выявлению бесхозяйных недвижимых вещей и установлению их собственников, постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей и принятию их в муниципальную собственность муниципального образования осуществляет Уполномоченный орган администрации ЗАТО г. Североморск - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (п. 3 Положения).

Пунктом 11 Положения установлено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в органе регистрации прав уполномоченный орган вправе принять решение об обращении в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная дренажная система предназначена для организованного и быстрого отвода с территории города грунтовых вод, в связи с чем относится как к объектам благоустройства, так и к инженерным сетям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Бесхозяйность указанного объекта может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоснабжения, функционирование объектов жилищно-коммунального комплекса, что нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоотведение на территории ***.

Отсутствие права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций.

Просит суд признать право собственности городского округа ЗАТО г. Североморск на объект недвижимого имущества – сети водоотведения (дренажную систему), кадастровый номер 51:06:0030107:6139, протяженностью 162 м., расположенные по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск, ул. Морская. Указать, что данное решение суда является основанием для регистрации права собственности городского округа ЗАТО г. Североморск на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

В судебном заседании помощник прокурора г. Североморска Матвеева Е.О. заявление поддержала, указав, что оснований для оставления иска без рассмотрения не имеется, поскольку в течение года никто из собственников сети водоотведения (дренажной системы) прав – не заявил. Полагала, что спорный Объект не относится к общему имуществу многоквартирного дома № 10, предназначен для обслуживания и иного многоквартирного дома.

Представитель заинтересованных лиц – администрации ЗАТО г. Североморск, Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск,            Горбунов Г.А. в судебном заседании с заявлением прокурора г. Североморска не согласился, просил отказать в его удовлетворении, либо оставить без рассмотрения. Пояснил, что спорный Объект является дренажной системой многоквартирного дома          № 10 (далее по тексту – МКД № 10) по ул. Морская в г. Североморск, предназначен для обслуживания МКД № 10, линейным объектом, входящем в систему водоотведения МКД № 10 и состав общего имущества собственников помещений МКД № 10.

Указал, что в случае, если бесхозяйная недвижимая вещь является линейным объектом, субъектом, обладающим правом обращения в суд с требованиями о признании права собственности на такой объект является лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Таким образом, ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определены специальные субъекты, обладающие правом обращения в суд с требованиями о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – муниципальный орган и лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию бесхозяйной недвижимой вещи, являющейся линейным объектом.

Иные лица названным правом не обладают и являться надлежащими заявителями по требованиям о признании права собственности на бесхозяйную вещь не могут.

Глава 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделяет заявителя правом на обращение в суд с заявленными требованиями.

Указанное полностью соответствует рассмотрению дел в порядке особого производства и характеризует такое рассмотрение, прежде всего, добровольностью и выражением воли специального субъекта на обращение в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В рассматриваемом деле муниципальное образование ЗАТО *** в лице его уполномоченных органов волю на признание права собственности на Объект не выражало, поскольку иное противоречило бы действующему законодательству.

Материалами дела, пояснения и показаниями опрошенных лиц подтверждается, что Объект признаками бесхозяйности не обладает, его собственник известен, от права собственности не отказывался, доказательств обратного заявителем не представлено.

Таким образом, заявление прокурора направлено на фактическое обязание заинтересованных лиц принять Объект в муниципальную собственность вопреки интересам и воле заинтересованных лиц, возражающих против такого заявления.

К тому же, обязывая заинтересованных лиц принять Объект в муниципальную собственность заявитель нарушает права собственников помещений МКД № 10, которые в силу положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, как лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, сами либо посредством заключения договора с иным лицом, имеют право на обращение в суд с требованием о признании права собственности на Объект.

Доказательств того, что собственники помещений МКД № 10 отказались от реализации такого права, заявителем не представлено.

Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что в реестре федерального имущества не учитывается объект недвижимого имущества – сети водоотведения, кадастровый номер 51:06:003107:6139, протяженностью 162 м., расположенный по адресу: Мурманская область, ЗАТО г. Североморск, ул. Морская. В связи с изложенным, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия как представитель собственника федерального имущества не нарушает прав и законных интересов истца.

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Мурманской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что объект недвижимого имущества – сети водоотведения, кадастровый номер 51:06:003107:6139, протяженностью 162 м., расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск, ул. Морская в реестре государственного имущества Мурманской области, ведение которого осуществляется в соответствии с утвержденным Положением об учете государственного имущества Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 11.06.2010 № 266-ПП «О совершенствовании учета государственного имущества Мурманской области», не учитывается.

Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Север» в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления. Пояснила, что общим собранием собственником помещений МКД № 10 принято решение о выборе и утверждении видов работ по благоустройству дворовой территории, исходя из минимального перечня работ по благоустройству в части устройства (ремонта) систем дренажа и/или ливневой канализации.

Опрошенный в ходе судебного заседания в качестве специалиста начальник отдела формирования и реализации политики в области энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Олейник А.В. пояснил, что спорный Объект относится к сооружениям инженерной защиты от затопления и подтопления МКД № 10 в целом, предназначен для отвода грунтовых вод во избежание подтопления ленточного фундамента МКД № 10. Строительство Объекта осуществлялось совместно с МКД № 10 и не предполагало обслуживание какого-либо иного дома, кроме МКД № 10. Расположенный рядом МКД № 11 построен через 15 лет после постройки и введения в эксплуатацию МКД № 10, и в силу иного расположения и фундамента своей дренажной системы не имеет и в ней не нуждается.

Допрошенная в качестве свидетеля Женевская А.М., являющаяся председателем МКД № 10 показала, что собственники помещений МКД № 10 полагают спорный Объект относящимся к общему имуществу собственников помещений МКД № 10, на голосовании 10.02.2022 при проведении общего собрания собственников помещений МКД № 10 собственники знали и понимали, что речь идет о спорном Объекте.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, опросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке особого производства.

В силу ч. 1 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.

Указанный способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества возможен в случае отсутствия правопритязаний на объекты со стороны других лиц и фактического владения данным имуществом этими лицами.

Как следует из ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности соответствующего города федерального значения на эту вещь.

В силу ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если при подаче заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу приведенных положений закона отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Право собственности на бесхозяйную вещь устанавливается в особом производстве, когда нет необходимости разрешать спор о самом субъективном праве. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам – правилам искового производства.

Как установлено в судебном заседании собственники помещений МКД № 10 полагают объект недвижимого имущества – дренажную систему, относящейся к общему имуществу собственников помещений, что следует из копии протокола № 1/2022 общего собрания, которым принято решение о выборе и утверждении работ по благоустройству дворовой территории, исходя из минимального перечня работ по благоустройству, а именно: устройство (ремонт) систем дренажа и/или ливневой канализации, включении в состав общего имущества МКД оборудования, иных материальных объектов, установленных и/или реконструируемых на земельном участке дома (придомовой территории) в результате мероприятий по благоустройству дворовой территории.

В данном случае суд усматривает спор о праве на спорное недвижимое имущество, при разрешении которого подлежат установлению иные юридически значимые обстоятельства по делу, чем при рассмотрении дела в особом порядке.

Заявитель не утрачивает возможности в ином порядке и иным способом защищать права и интересы неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 224, 225 и 263 ГПК РФ, суд

определил:

    Заявление Прокурора г. Североморска в интересах муниципального образования ЗАТО г. Североморск и в защиту неопределенного круга лиц о признании права собственности городского округа ЗАТО г. Североморск на объект недвижимого имущества, - оставить без рассмотрения.

    Разъяснить заявителю, что он имеет право разрешить данный спор в порядке искового производства, с соблюдением требований ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

    Определение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение 15 дней.

Председательствующий                                 А.А. Ревенко

2-425/2023 ~ М-191/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯУстановлено НАЛИЧИЕ СПОРА О ПРАВЕ
Истцы
Прокурор г. Североморска
Другие
ООО УК Север
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск
Министерство имущественных отношений Мурманской области
Администрация ЗАТО г.Североморск
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Ревенко А.А.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
13.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее